Святой Апостол Симон (с евр. Услышание) Кананит, память которого празднуется Православной Церковью дважды в году: 10 мая и 30 июня, был сродником и учеником Христовым из числа 12-ти Апостолов. Происходит он из Каны Галилейской отчего и называется в истории Кананитом или Зилотом (с греческого ревнитель закона) ибо отличался особой ревностью к закону (Деяния 1-13).
Чтение первого Святого Евангелия от Матфея на литургии в день памяти этого Святого Апостола благовествует нам о братьях Господа по плоти. Среди них назван в Святом Евангелии и Симон (Мф. 13, 54-58).
Вот что благовествует нам Святое Евангелие: "И пришед (Иисус) во отечество Свое (Назарет), учаше их (жителей назаретских) на сонмищи их, яко дивитися им и глаголати: откуду Сему премудрость сия и силы? Не Сей ли есть тектонов сын, не Мати ли Его нарицается Мариам; и братия Его Иаков, и Иосий, и Симон, и Иуда? И сестры Его не вся ли в нас суть; откуду убо Сему сия вся (Мф. 13, 54-56).
Родитель Святого Апостола Симона и иных братий и сестер Христовых по плоти праведный Иосиф (память 26 декабря), обручник Пресвятой Девы Марии, происходил из Царского рода Давидова, был потомком Святого Царя псалмопевца (память 26 декабря) и сына его Святого Царя и пророка Соломона. По занятиям своим отец Симона Иосиф принадлежал к простым ремесленникам, был древоделом т. е. плотником и снискивал ежедневно пропитание трудами рук своих. До 80-летнего возраста он жил в чистоте и святости как простой, но честный и добродетельный труженик и имел в супружестве Саломию. Четыре сына и две дочери произошли у этой благословенной четы.
По кончине супруги своей Саломии Иосиф, отец Симона жил много лет вдовцом, и в этом смиренном положении застало его избрание Промысла Божия. Он удостоился великой чести быть обрученным с Чистейшей Девой и быть служителем великой тайны, сокрытой от вечности.
Святой Епифаний Епископ Кипрский (403 г.), память которого 12 мая и 7 ноября, говорит, что Иосиф при обучении с Пресвятой Девой был вдов и имел 80 и даже более лет: "Умерла жена его; после многих лет, будучи вдовым, он принимает Марию, имея от роду 80 или более лет". Затем тот же Святой Епифаний так называет детей Иосифа и Саломии: "Иаков, Иосия, Симон, Иуда - сыновья; Мария и Саломия - дочери" - и замечает, что о них упоминается в Святом Евангелии под именем братьев и сестер Господа. Так, по указанию Святого Апостола и Евангелиста Матфия и других учителей Церкви, Святой Апостол Симон Кананит есть третий мнимый брат Господа по плоти, или лучше сказать по родству.
Поначалу Симон, как и два других брата его Иосия (Варсава) (память 4 января) и Иуда (Леввей, Фаддей и Варсава) (память 19 июня) оказали Господу и брату своему небратолюбие. Когда Иосиф стал делить свою землю между детьми, рожденными от умершей жены, то пожелал дать часть и Господу Иисусу, рожденному преестественно Святою Девою Мариею. Но три сына, в том числе и Симон не хотели этого и только четвертый сын Иаков (память 23 октября) принял Господа в часть свою.
Есть предание, что на браке у Апостола Симона Кананита в Кане Галилейской Господь наш Иисус Христос сотворил первое Свое чудо, претворив воду в вино о чем и сказано в Евангелие от Иоанна Богослова (Ин. 2, 1-9). Узрев чудо, совершенное Господом на свадьбе в Кане, Симон воспламенился ревностью ко Господу и так уверовал во Христа, что последовал за Спасителем, не смотря на то, что только что вступил в брак. Так, презрев все мирское, Симон пошел за Христом, как сказано, "уневестив душу свою Жениху безсмертному".
Позднее в Кане, где свершилось первое чудо Божие, Святой равноапостольной Царицей Еленой (память 21 мая) была построена церковь.
Приняв по Вознесении Христовом Святаго Духа, сошедшего в огненных языцех, ревнитель закона Христова Апостол Симон проповедовал веру в Иудее, а так же в Эдессе, и Сванетии, в пределах осетин и в Абхазии - в городе Севасте, нынешнем Сухуми. В местах Иверийской земли Апостол Симон был вместе со Святым Андреем Первозванным, память коего 30 ноября и 30 июня. Кроме того, Апостол Симон Кананит странствовал со словом спасения в Египет, Киринею, Мавританию, Ливию и Британию.
Из жития Святого Апостола Андрея Первозванного, между прочим, видно, что он, отправившись из Иерусалима в третий раз на проповедь Евангельскую с некоторыми спутниками, направился в Эдесс; там у князя страны той по имени Авгарь остался Святой Апостол Фаддей из числа 70-ти (память 4 января, 21 августа). Князю Авгарю вернул он возложением рук здравие душевное и телесное. С остальными же спутниками Святой блаженный Апостол Андрей отправился в города и села, и везде он и Апостол Симон поучали народ и творили чудеса именем Христа.
Наконец, они, пройдя через Каппадокию и приморский город Трапезунд, достигли земли Иверской и прошли часть области Триалетской, до реки, называемой Чорохи, беспрепятственно проповедуя Христа Спасителя. Апостолы, в числе которых был и Симон Кананит, посетили здесь гористую Сванетию в княжение некой жены, которая приняла их проповедь и крестилась. Здесь остался Святой Матфий (память 30 июня и 9 августа), а Апостолы Андрей и Симон Кананит проникли глубже в горы, в пределы осетин, и достигли города, называемого Фостофор, где знамениями их многие из язычников обратились ко Христу. Из Осетии Апостолы спустились в Абхазию и остановились в городе Севасте, ныне Сухум, жители которого с радостью приняли слово Божие. Блаженный Андрей оставил в этом городе Апостола Симона Кананита, а сам отправился вдоль поморья в землю джигетов, родственных абхазцам горцев (к нынешнему Новороссийску).
Так первыми просветителями в вере Христовой страны Иверской избраны Богом Святые Апостолы Андрей Первозванный и брат Господень по плоти Симон Кананит. Он то и остался в абхазской местности, в городе Сухуме, для утверждения Евангельской проповеди в столь дикой и неведомой ему стране как агнец Божий посреди волков. Проповедь Апостола Симона была в 55 году по Рождестве Христовом, т. е. через 20 с небольшим лет после Вознесение Христова. Известно, что Святой Апостол Симон подвизался в пещере в ущелье реки Псыртсхи, близ Никопсии, в окрестностях современного города Новый Афон.
Как именно и долго ли проповедовал Святое Евангелие в Абхазии Апостол Симон Кананит летописи не объясняют, но известно, что Святой Апостол Симон прославлял Христа Спасителя многими чудесными знамениями и Божественное учение, проповеданное им, начало приносить обильный плод веры в народе. За то ополчился на него враг рода человеческого и Апостол Симон подвергался безчисленным огорчениям и гонениям. А во время жестокого преследования христиан, воздвигнутого во времена Грузинского царя-язычника Адеркия (Аркадия), увенчан был Апостол Симон Зилот мученическим венцом и погребен неподалеку от своей пещеры, на берегу реки Псыртсхи, что в 20 верстах от Сухума.
В некоторых изданиях ("Жития всех Святых", Иоанн Бухарев, Москва, 1900 г.) сказано, что Апостол был распят на кресте в Британии, где как будто бы и был погребен, но это ложное мнение. Мощи Святого Апостола Симона Кананита и теперь сокрыты в Абхазии под спудом в храме его имени.
Оставшиеся после жестоких гонений христиане, скрывались в горах, лесах, где собирались вместе на молитвы и поминали всех умученных язычниками и иудеями христиан как первомучеников. Вскоре и могила Святого Апостола Симона сделалась предметом их глубокого поклонения и почитания. Затем летописи говорят, что в IV веке по Рождестве Христовом на месте погребения Апостола Симона была построена во имя его церковь, а в VI веке свет Христова учения начал здесь водворяться прочнее, со всею силою веры, которую последующие поколения христиан перенимали и распространяли далее. Брошенное Святыми Апостолами семя слова Божия начало успешно прирастать и благотворно распространяться, так что и Антиохийские и Константинопольские Патриархи, в силу укрепления и расширения христианства в Абхазии, удовлетворяя просьбы и духовные потребности новопосвященных жителей сей земли, стали назначать сюда самостоятельных Епископов. Из известных в то время епископов и пресвитеров история Христианской Церкви указывает Евстафия - епископа Севастийского (память 29 марта), т.е. Сухумского, известного аскета и подвижника, и пресвитера Аэрия того же города.
Так, даже на Первом Вселенском Соборе, в 325 году, присутствовал епископ Пицундский, Стратофил и Домнос, епископ Трапезундский. Главным же городом пребывания вновь утвержденной церковной иерархии в Абхазии стал город Пицунда, близ того же города Сухума. С половины VI века Абхазская Церковь уже имела автокефальное управление. Известно, что Абхазская Церковь, как Автокефальная была представлена на Никейском Вселенском Соборе в VIII веке, в 787 году, в лице Пицундского епископа, католикоса Абхазского.
В XI веке, в царствование Святого Абхазо-Имеретинского Царя Давида Возобновителя (1098- 1130), память которого 27 января, весь абхазский берег был покрыт цветущими городами и монастырями, а прилежащие горы укреплены замками и церквами. Так, вера Христианская сделалась господствующей на этой благословенной земле и Святая Церковь прославляет Апостола Симона Кананита как учителя, положившего в душах правоверующих христиан учение премудрости Божией.
Из сказанного видно, что проповедь Святого Апостола Симона Кананита принесла для Абхазии, Осетии и всей Иверии самые благотворные плоды. Но, позднее, по грехам людей или же по неисповедимым судьбам Божиим, все это величие и благолепие по времени изменилось.
По завоевании турками абхазцы изменили христианству, прииняли ислам и многие христианские храмы, в том числе и храм Святого Апостола Симона Кананита разрушили. Доказательством светлого прошлого осталось лишь то, что в самых глубоких ущельях Кавказа, Абхазии, Осетии и всей земли Иверской сохранилось множество развалин монастырей, храмов без куполов и других живых свидетельств древлехристианского благочестия, к которым горцы до сих пор относятся с благоговейным почтением, необъяснимым для них самих.
Место погребения Святого Апостола Симона Кананита всегда было у местных обитателей в особенном почитании. Его могила и разрушенный Симоно-Кананитский храм, под спудом которого пребывает и теперь нетленное тело Святого Апостола Симона, оставалось для всей Грузии и Абхазии главным и указующим маяком Христовой веры и просвещения.
Господу и Пречистой Матери Его не угодно было чтобы столь Святое место пребывало и далее в вечном запустении. По воле Всеблагого Бога, хотящего всем спастись и трудами Царствующего Дома Романовых в 20-й год благополучного Царствования Государя Императора Александра II Освободителя (1855-1881 гг.) в 1875 году древний храм во имя Святого Апостола Симона был не только возобновлен, но и при нем основали Ново-Афонский Симоно-Кананитский монастырь, ставший центром православного просвещения Кавказа и всего юга России.