Источники Каббалы
Каббала соединила пантеистические построения неоплатонизма и мифологемы гностицизма с иудейской верой в Библию как мир символов. Одним из древнейших источников Каббалы является литература мистического характера, сложившаяся в I–III вв. н.э. в Израиле и Вавилонии на основании первой главы книги Бытие и первой главы книги пророка Иезекииля. Центральной темой этой литературы являются видения мистиков, чья душа вознеслась к престолу Божьей славы, визуальные аспекты Бога, восседающего на небесном престоле. Этой литературе присущ описательный характер, а также специфическая терминология, унаследованная впоследствии Каббалой, однако она лишена столь характерной для Каббалы символики. Мистические настроения этого времени отражены в некоторых отрывках из Талмуда (самый известный из них — рассказ о четырех мудрецах) и в так называемой апокалиптической литературе (книга Еноха, 4 книга Ездры), в которой важную роль играет образ ангела Метатрона. Для этих произведений характерно чувство благоговейного трепета перед величием Божества. Часто в них описывается опыт прохождения через различные чертоги небесных дворцов, охраняемых ангельским воинством, на пути к престолу славы. Книги содержат экстатические гимны, ссылки на сложную систему ангелологии, размышления о мистическом значении чисел и букв, указания на посты и очистительные обряды, которые предшествуют экстатическим видениям, и т.д.
Одним из важнейших источников Каббалы считается небольшое псевдоэпиграфическое произведение «Сефер-иецира» («Книга творения», написана между II в. и VI вв. н.э., а по некоторым данным — в VIII–IX вв.). Центральной темой этой книги является описание 32-х элементов мироздания — 22-х букв еврейского алфавита и десяти первочисел — сфирот. Понятие сфира стало впоследствии одним из основных понятий Каббалы, наделившей его новым смыслом. В Каббале десять сфирот приобрели значение ипостасей сокровенного Бога, каждая из которых наделена специфическими качествами. Другой важнейший источник Каббалы — литература мидраша, по-новому интерпретированная. Несомненное влияние на Каббалу оказали некоторые идеи Саадии Гаона, а также произведения других гаонов (VI–XI вв.), в которых нашли отражение представления о магии, ангелологии и демонологии этого периода.
Оформлению Каббалы предшествовало появление в XII в. другого еврейского эзотерического учения на севере Франции и юге Германии — Хасидей Ашкеназ. Ранние каббалисты находились в контакте с его представителями, от которых Каббала переняла некоторые мотивы, например, учение об особом херувиме. Хасидей Ашкеназ проповедовали аскетизм, равнодушие к земным благам и смирение. Они подчеркивали значение особой душевной настроенности в молитве (каввана). Мистическое умозрение Хасидей Ашкеназ было посвящено тайне херувимов и восседающей на них славы Божьей, в которых усматривалось проявление скрытого, трансцендентного Божества. Эти темы заимствованы из более ранних мистических учений. Хасидей Ашкеназ повлияли на создание так называемой практической Каббалы и явились главными представителями экстатического направления в мистике. В отличие от Каббалы, учение Хасидей Ашкеназ не получило широкого распространения. Каббала не является совершенно оригинальным учением, но многие из элементов, заимствованных ею из еврейских и нееврейских источников, были изменены до неузнаваемости или получили новую интерпретацию.
С нееврейскими источниками ранние каббалисты познакомились, вероятно, по произведениям средневековых еврейских философов и еврейской литературы предшествующих периодов. На формирование Каббалы повлияли также гностицизм и неоплатонизм, хотя это влияние не всегда очевидно и неодинаково проступает в различных каббалистических течениях. Мистика Божественной колесницы представляет собой параллель гностицизму в еврейской эзотерической традиции: ее можно назвать «еврейским раввинистическим гностицизмом» — учением еретических еврейских сект периода таннаев (I–II вв.) и, в особенности, III–IV вв. Заимствованная у неоплатонизма идея эманации приобрела в Каббале форму учения о происхождении ряда Божественных сущностей — десяти сфирот (олам га-сфирот, или олам га-ацилут) из бесконечной неограниченной Божественной субстанции (эйн-соф), которой нельзя приписывать никаких атрибутов. Нематериальные сущности — сфирот находятся в постоянном динамическом взаимодействии и управляют материальным миром, создавая тем самым непрерывную цепь мироздания. Но в то время как в неоплатонизме эманация является непроизвольным процессом, Каббала видит в ней волевое действие Бога, сокрытого в глубинах своего бытия. С понятием эманации в неоплатонизме связана символика света, которая также перешла в Каббалу. Образы факела, горящей свечи или солнца, излучающих свет, часто символизирующие в Каббале Бога и десять сфирот, носят явный неоплатонический характер.
Гностическим элементом Каббалы является дуализм в представлении о Божестве, получивший, однако, в Каббале смягченную форму. Каббала различает два божественных начала: беспредельность, абсолютно бескачественную и непостижимую (эйн-соф), и Творца, поддающегося постижению (сфирот). Но в отличие от нееврейского гностицизма, видевшего в божестве-демиурге воплощение зла, которое царствует в сотворенном им мире, Каббала, в соответствии с традиционным представлением иудаизма, воспринимает мир как лучший из возможных миров, а сам факт его сотворения — как проявление Божественной доброты. Другим гностическим принципом, нашедшим отражение в некоторых течениях Каббалы, является представление о зле как о самостоятельной онтологической сущности, образующей мир, который представляет собой отрицательное отражение Божественного мира — «другая сторона» (ситра ахара), или «левая сторона» (ситра ди-смола). Образ зла связан в Каббале с различными мифологическими представлениями и развитой демонологией.
Известное влияние на формирование Каббалы в XII в. на юге Франции, по-видимому, оказало широкое распространение там еретического движения катаров, гностико-манихейское учение которых заключало в себе некоторые элементы, впоследствии ставшие характерными для Каббалы: эзотеризм, дуализм, символику и т. д.
Поскольку в исчерпывающем своде комментариев к «Сефер-иецира», составленный в начале XII в. Иехудой бен Барзиллаем ал-Барджелони, не упоминаются каббалистические комментарии, принято относить формирование Каббалы к концу XII в. — началу XIII в.