«Сефер га-бахир». Каббалисты Прованса.
Первым произведением, содержащим отчетливо выраженные каббалистические элементы, считается книга «Сефер га-бахир», принявшая окончательную форму, по-видимому, не ранее XII в. Это псевдоэпиграфическое произведение, приписываемое танне рабби Нехунии бен га-Кана (вторая половина I в. н.э.), с именем которого связаны предания мистического характера, состоит из небольших, не связанных между собой, часто непонятных комментариев к стихам из Пятикнижия, сопровождаемых притчами, а также отрывков из книги «Сефер-иецира» и мидраша. В «Сефер га-бахир» описываются десять Божественных изречений (ма’амарот, или миддот), которыми был сотворен мир. Название и описание некоторых из этих изречений соответствуют названию и описанию некоторых сфирот. Вместе с тем в «Сефер га-бахир» отсутствует система сфирот в той форме, которую она получила в последующий период. «Сефер га-бахир» упоминается в произведениях каббалистов начиная со второй половины XIII в. Неизвестно, откуда это произведение пришло в Прованс — колыбель Каббалы. Существует предположение, что оно было написано на Востоке.
Создатели Каббалы, как правило, объединялись в небольшие группы единомышленников. Одну из первых каббалистических групп, по всей вероятности, возглавлял знаменитый ученый-талмудист Аврахам бен Давид из Поскьера, который был знаком, по-видимому, с основными элементами Каббалы (системой десяти сфирот, каббалистической терминологией и прочим). Вместе с тем его нельзя назвать первым каббалистом, так как он не оставил никаких каббалистических произведений. Первым истинным каббалистом, повлиявшим на дальнейшее развитие Каббалы, по праву считается его сын, Ицхак Сагги Нахор (Ицхак Слепой, 1165?–1235), перу которого принадлежит каббалистический комментарий к «Сефер-иецира». Ему приписываются многочисленные изречения каббалистического содержания. Он и каббалисты его круга говорят о Каббале в целом и, в частности, о системе сфирот как о чем-то известном испокон веков, а не как о чем-то новом, требующем определения. Их учение, как и вся Каббала раннего периода, проникнуто идеями неоплатонизма и носит чисто созерцательный характер. В отличие от Каббалы других направлений, например, жеронской, Каббала круга Сагги Нахора крайне эзотерична, чем, по-видимому, и объясняется скудость сохранившихся о ней сведений.
Группа Сагги Нахора не была единственной в Провансе. Одновременно существовала другая группа каббалистов, однако не сохранилось даже их имен. Осталось несколько произведений, самым значительным из которых является «Книга внимательного изучения». Оно представляет собой беспорядочный ряд каббалистических комментариев к 13-ти правилам герменевтики, а также изречений мистического характера, космологических описаний и т.д. Каббалисты этого течения интересуются не столько системой сфирот, сколько идеями неоплатонического характера, в том числе идеями еврейских философов средневековья (символика света, эманация), а также мистикой Божественной колесницы. Характер их Каббалы отличается от Каббалы «Сефер га-бахир» и Каббалы группы Сагги Нахора.