15/28 августа
Народное название великого двунадесятого праздника православной церкви. Успение Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии в память о ее вознесении. Широко праздновался в народе. По времени совпадал с завершением жатвы хлебов и сопровождался многими жатвенными обрядами. В этот день проходили проводы лета, в избах впервые зажигали огонь и ужинали при свете.
Успение Богородицы
Успение Богородицы (Первая Пречистая, Большая Пречистая, Госпожа Первая, Госпожа Пречистая, Госпожин день, Вспожин день, Успеньев день, Успленьё, Спленье, Успенщина, Дожинки, Первые Осенины) - народное название великого двунадесятого богородичного праздника православной церкви Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, который отмечается 15/28 августа. Установлен в память ее преставления (вознесения).
Согласно сказаниям, считается, что праздник Успения Пресвятой Богородицы был установлен апостолами в IV в., а оформление праздника в церковном чине шло вплоть до VII в. Об Успении упоминают блаж. Августин и Иероним. День празднования Успения 15 августа был учрежден императором Маврикием. Это событие прославили канонами св. Козьма Маиумский и св. Иоанн Дамаскин. Издавна празднику Успения предшествует пост, который был утвержден в XII в. на Константинопольском соборе, при патриархе Луке. В церкви праздник продолжается 9 дней - с 15 до 23 августа. Празднование Успения Пресвятой Богородицы с особой торжественностью проходит в Гефсимании на месте ее погребения. Здесь был возведен храм, в котором хранились погребальные пелены Богородицы; в IV в. священный покров был перенесен во Влахернский храм (см. Покров Богородицы). Отпевание над гробом Богоматери напоминает отпевание над гробом Иисуса Христа в субботу накануне Пасхи, и сам праздник Успения считается Второй Пасхой.
Сведения о последних годах земной жизни Богородицы сообщаются только в апокрифах и легендах. По более распространенной версии, она поселилась недалеко от Елеонской горы в доме Иоанна Богослова, любимого ученика Иисуса Христа, и жила, деля время между молитвами и трудами рукоделия, посещая места, связанные с историей жизни Христа. Церковным историком Никифором Каллистом изложено предание, которое передает обстоятельства успения Божией Матери. Предание основано на свидетельстве священномученика Дионисия Ареопагита и сочинении епископа Сардийского Мелитона, составленного во II в.
С помощью молитвы Божией Матери ко времени Успения в Иерусалим собрались апостолы, которые окружили ее ложе. Сошедший Иисус Христос забрал душу Пресвятой Девы, которая без страданий отошла к вечной жизни. В византийско-русской и отчасти западной иконографии Успения изображен Христос, стоящий у погребального одра Девы Марии и держащий в своих руках ее душу - "младенца, родившегося в новую жизнь", как некогда Мария держала на руках младенца Христа. Тело Богородицы было положено святыми апостолами во гроб, а вход в пещеру закрыт большим камнем.
За успением, т.е. "разлучением души Богородицы с телом", последовало их соединение и попадание воскресшего тела в потусторонний мир. Свидетелем чему стал апостол Фома. Он не присутствовал при погребении Богородицы, очень скорбел и просил открыть гроб Владычицы. Апостолы по общему совету открыли гроб, чтобы апостол Фома мог приложиться к святому телу Приснодевы; но гроб оказался пуст, в пещере лежали только погребальные пелены. Богородица воскресла и вознеслась на небо. За вечерней трапезой апостолы увидели Деву Марию, благословляющую их и воскликнули при преломлении хлеба: "Пресвятая Богородица, помогай нам". От этого ведет начало обряд, называемый чин Панагия (Всесвятое), который совершается в монастырях. Представление о телесном вознесении Марии на небо, которое восходит к апокрифам раннего христианства, догматически сформулировано только в католицизме в 1950 г.
Народные представления об Успении Богородицы облекли это событие в форму легенд, основанных на апокрифах. Легенда Вологодской губ. сообщает о похоронах Богоматери: когда гроб с ее телом несли на кладбище, то выбежавший из дома еврей хотел опрокинуть его, чтобы осквернить христианскую святыню. Слетевший с небес ангел с огненным мечом отсек "дерзновенному еврею" руки. Это чудо произвело впечатление на всех присутствующих, но особенно на самого еврея, который уверовал в Богородицу и стал ей молиться, после чего отсеченные руки приросли обратно. Данная легенда соответствует апокрифическому сказанию о первосвященнике Афонии. Он попытался опрокинуть одр с телом Богородицы, когда апостолы несли его через Иерусалим в Гефсиманию. Его руки мгновенно отсекла невидимая сила. После раскаяния Афония получил исцеление и стал исповедывать учение Христа.
В духовном стихе об Успении говорится:
"Апостоли с конца света
Собравшася вси для совета.
О, Девице, Твое Успение,
Приими наше хваление
И подаждь нам радование!
Отец свыше призирает,
Сын Матери руце давает…"
(Коринфский А.А. 1995. С. 342.)
Успеньев день широко праздновался на Руси. В честь Успения Богородицы написано множество икон, возведен ни один храм, наиболее известный среди которых Успенский собор в Москве. В Московском Кремле особенно торжественно справляли храмовый праздник Успения Пресвятой Богородицы. В этот день цари приходили в собор "во всем великолепии и пышности своего сана", сопровождаемые боярами, облаченными в золотые "ферезеи" - ферязи - распашную одежду с длинными откидными рукавами, застегивающуюся на несколько пуговиц. Также торжественно совершалось богослужение в новгородском Софийском соборе, когда Новгород был присоединен к Москве в 1478 г. Святитель в день Успения совершал омовение святой водою местночтимых икон в Софии, шапки на голове св. Никиты и мощей; собранную воду наливал в "вощаники" - сосуды, сделанные из воска - и отправлял в Москву к Государю. После обедни приглашал к праздничной трапезе московского боярина, дьяков, представителей власти и нарочитых, т.е. именитых граждан.
В народном календаре праздник Успения Богородицы имеет несколько названий, часть из которых образована под влиянием церкви, часть основана на созвучиях, связанных с сельскохозяйственными работами. В первом случае, от наименования Девы Марии Госпожою, т.е. Владычицею, праздник Успения, связанный с Богоматерью, получил имя Госпожинок, Госпожи, Госпожина дня. Такое обозначение Успеньева дня упоминается уже в Никоновской летописи в 1132 году. В отличие от Госпожи Второй - Рождества Богородицы - Успение названо Госпожою Первою. Во втором случае дню Успения соответствуют названия Спожинок, Оспожинок, Дожинок, характеризующие его причастность к окончанию жатвы хлебов. "Спожинать" - завершать жатву, дожинать хлеб. В связи с этим ко дню Успения Богородицы приурочивался праздник собранного урожая, сопровождавшийся целым рядом ритуальных действий (см. Дожинки).
Но с завершением жатвы сельскохозяйственные работы на земле не оканчивались; народный опыт говорил: "До Успенья пахать - лишнюю копну нажать"; "Озимь сей за три дня до Успенья и три после Успенья"; "Пречистая Матерь засевает, а Покров собирает".
Так, в некоторых местах Сибири с "Успленья" только начиналась жатва ячменя, вслед за которым жали пшеницу и др. культуры. Об этом говорили: "Девушка - пшеничка, ячмень - старичок" и пели:
"Милочень, милочень,
Побежал на ячмень,
Ячмень не дожал,
На пшеницу побежал".
(енисейск.; Макаренко А.А. 1993. С. 75).
С Успеньева дня лето окончательно поворачивало на осень. В этот день происходили проводы лета - встреча осени - первые осенины. Считалось, что "с Успенья солнце засыпается", т.е. поздно всходит, поэтому в этот день закат солнца провожали в поле с песнями. Так как Успение считалось последним летним днем, то заканчивался праздник тем, что в этот вечер в избах впервые "вздували огонь", т.е. зажигали лучину, лампу или свечу и садились ужинать при свете.
15 августа начиналось "молодое бабье лето", продолжавшееся до дня Ивана Постного (29 августа / 8 сентября). Успение было последним днем отлета ласточек; а также, по народным представлениям, с Успеньева дня у лягушек зарастает рот и они престают квакать.
В Сибири с Успением соотносились важные моменты, связанные с ловлей рыбы: общественным приговором, т.е. постановлением всего мира, общества, с Успения запрещался лов красной рыбы в общественных ямах на реке Ангаре в Кежеской и Пинчугской вол. Енисейской губ.; в Братской вол. Иркутской губ. с этого же дня устанавливались "самоловы" - рыболовная переметная, шашковая (шашки - поплавки), голая (без наживы) снасть для ловли красной рыбы в осенний период; ровно спустя неделю после Успеньева дня в Карапчанской вол. выезжали "на выставку самоловов" в Шаманской шивере - мелком месте во всю ширину реки с быстрым теченьем по твердому дну, перекате; Шаманском быке - небольшом речном пороге. В Анциферовской вол. Енисейской губ. с Успения начинался лов нельмы. На Ангаре бывала "успенска паводь" - прибыль воды. В Мелецкой инородной управе Ачинского у. начиналась охота на медведя и сбор кедровых орехов - "шишкование". Обычай "заповедывания кедровых орехов", т.е. запрещение сбивать кедровые шишки ранее 15 августа - времени полного созревания кедрового ореха существовал в деревнях и селах Сургутского края. В Успеньев день жители собирались группами, выходили в ближайшие кедровые рощи, где производился "шумный и веселый сбор шишек" для собственного употребления, т.к. сбор ореха на продажу (кедровый промысел) происходил на удаленных от селений "кедровых островах" в более поздние сроки (Неклепаев И.Я. 1903. С. 181).
К Успеньеву дню поспевало все "слетье" и начиналась заготовка различных припасов на зиму. "На Успенье огурцы солить, на Сергия (25 сентября / 8 октября) капусту рубить".
С Успеньева разговенья в деревнях начинались осенние посиделки. С Покрова Богородицы наступал период свадеб, поэтому с Успения девушки приглядывали себе женихов. Первых сватов засылали не раньше, чем через две недели после Успенья, а "первый сват другим дорогу кажет". Вот и говорили девушкам: "С Успенщины не успеешь присмотреть - зиму тебе в девках просидеть!"
День Успения считался траурным днем: в знак кончины Богоматери в некоторых деревнях пожилые женщины одевались в темные и черные одежды, поминая таким образом Богородицу.