Иерархия друидов состояла из трех степеней:
1. Оваты или предсказатели. Это была почетная, низшая степень, к которой относились те люди из галльского общества, кого лишь только допускали в орден, но кто не занимал там какого либо ответственного поста. Для ее достижения не нужно было специального приготовления, однако все же требовалось познание в области медицины, поэзии, астрономии и музыки.
В задачу оватов входило исполнение священных обрядов древней религии галлов основанных на заклинаниях, прорицаниях и толкованиях примет. Они же следили за календарными исчислениями и медициной.
Оваты носили облачения своего собственного цвета, подчеркивающего их ранг в иерархии друидов - зеленый. Этот цвет для друидов означал учение.
2. Барды. Они выполняли примерно такую же функцию как Пророки Ветхого Завета. Барды изучали звуки и ритмы природы - Божественный Глас, растворенный в ней и, ощущая ее энергетические потоки, учились чувствовать ее музыку. Это помогало им овладеть магией звука, слова и образа.
Во время военных походов Барды поднимали своими песнями дух воинов, а во время религиозных церемоний воспевали торжественные гимны богам. Считалось, что барды находятся под особенным божественным покровительством, их слова оказывали большое влияние на общественное мнение. Можно сказать, что барды были своего рода "рекламными менеджерами" соединяя в своем искусстве то, что дают современному человеку средства массовой информации.
Для того чтобы занять этот пост, требовалось выучить наизусть 20 тысяч стихов священной поэзии. Книги в древности были редким явлением. И, несмотря на то, что у друидов все же, в противовес общепринятому мнению, существовала письменность, скорее всего они сами не особенно горели большим стремлением вести записи считая, что записанное, статичное слово, это - мертвое слово.
А может быть, они не желали профанировать своего учения, доверяя его тексту, который впоследствии мог попасть в руки непосвященных?
Однако, вполне возможно и то, что причиной редких письменных источников восходящих к эпохе друидизма послужил факт того фанатического рвения, с которым впоследствии была проведена христианизация кельтов.
А если это так, то в таком случае исправлению ситуации не могло помочь даже то, что примерно с 7-8 в. по р.х. отношение церкви к письменным кельтским источникам изменилось. Языческий природный культ друидов более не угрожает христианству и, более того, большинство бывших языческих племен, принявших новую религию Воскресшего, наводняет христианские монастыри сочувствующими древней культуре кельтов. Так что с этого момента все письменные источники старательно сохраняются в их тиши.
Но все это в истории кельтов будет потом, а пока существовали друиды, вторая степень их ордена представляла собой нечто вроде ходячей энциклопедии. Барды цитировали свои познания наизусть и под аккомпанемент музыкального инструмента - примитивной британской арфы со струнами из человеческих волос.
Барды, как и Оваты, тоже носили облачения своего цвета - голубого. Он означал для друидов гармонию и истину.
3. Друиды. К этой степени, имеющей то же название, что и орден вообще, относились те, кто прошел длительное обучение (по разным источникам по-разному, но не менее 20 лет), и получил степень жреца. Отныне жизнь друида проходила в воздержании, и была посвящена изучению естественных наук.
Вот что пишет об образовании у друидов Юлий Цезарь, благодаря которому до нас дошли много сведений о жизни кельтов и друидического ордена вообще:
" Друиды обладают великой силой образования. Тот, кто не получил образования, не допускается к ведению каких-либо публичных занятий. Все люди из высшего класса стремятся послать своих детей в обучение и выказывают желание оставить их в Ордене. Университеты похожи на монастыри. Обучаемая друидами молодежь уводится в наиболее уединенные места, в пещеры, леса или скалистые ущелья. Полный срок получения законченного образования составляет не менее двадцати лет. Молодые друиды обучаются по индивидуальным или общим программам, но независимо от этого, каждый должен выучить около двадцати тысяч стихов. Согласно установленным правилам, детям, не достигшим четырнадцатилетнего возраста, запрещается общение с родителями. Это является, очевидно, прекрасной стратегией привлечения, молодежи в Орден и предохранения ее от влияния естественной привязанности, наносящей вред их интересам в обучении. Друиды никогда не позволят проникнуть в головы своих соплеменников мыслям о раздробленности их империи."
Чтобы достичь уровня "Верховного Друида" друид должен был пройти шесть степеней ордена друидов и достичь тройного мастерства: Знать, Сметь, Хранить молчание.
Каждая степень отличалась от других лишь цветом капюшона, а само облачение было белым - обозначавшим светлую энергию солнца.
"Верховный Друид" же отличался от других членов ордена не только цветом капюшона, но и некоторыми любопытными приспособлениями. Например, в его "волшебный инструментарий" входил специальный "нагрудник справедливости", который обладал способностью душить лжеца. Этот инструмент применялся на суде для проверки свидетельских показаний. Так же "Верховный Друид" владел камнем способным по команде друида вызывать священный огонь на алтаре.
Стать друидом было нелегко, но сохранить этот статус можно было лишь только в одном случае, а именно, не нарушая тройного запрета. Вот что пишут об этом запрете "Валлийские триады":
Три Причины, по которым происходит исключение из рядов друидов:
За убийство или подстрекательство к войне,
За обман,
За несохранение доверенной тайны.
Три Тайны, которые должен хранить:
Губительную правду,
Позор товарища,
Секреты друидов.