"Только Кали должна почитаться в кали-югу....".
Шакта-прамода.
Тантризм — это, прежде всего, шактизм.
А шактизм немыслим без почитания Шакти Дэви, Великой Божественной Матери. Среди бесчисленных почитаемых форм и образов Богини особое место принадлежит загадочной, одновременно манящей и пугающей, всегда будоражущей душу и никого не оставляющей равнодушным к Себе грозной Богине Кали.
Писания индуизма и Тантры полны восхвалений в адрес Кали, а в традиции “тантры левой руки” Кали — основной и центральный объект поклонения.
В кулачаре, самой эзотерической из всех тантрических ачар “левой руки”, тантрик постигает полностью свое мистическое единство с Кали, а через Ее милость — и с Самим Шивой. Поэтому и преданность Матери Кали естественным образом возникает в тех людях, чья душа уже вполне созрела для практики кулачары.
“В результате благих заслуг, накопленных в течении многих перерождений, практики аскетизма, пожертвований и строгих обетов, сознание садхаки, отринувшего все грехи, склоняется к кулачаре.
Разум того, кто погружен в практику кулачары, быстро очищается. Тогда возникает спонтанная преданность лотосным стопам Изначальной Кали”, — говорится в “Маханирвана-тантре” (7.99-100).
То, что практика кулачары приводит к состоянию единства с Кали, подтверждается следующими словами “Кали-тантры”: ”В садхаках, достигших истинного знания Кулы, проявляется присутствие Калики”.
Имя Кали производно от санскритского слова кала, обозначающего черный цвет.
В этом содержится глубокий эзотерический смысл. Подобно тому, как черный цвет поглощает в себя все прочие цвета, Кали поглощает и содержит в Себе все мыслимые формы и проявления Бога — от самых милостивых и благостных до гневных и ужасающих.
Люди с поверхностным восприятием Божественной Реальности обычно привязываются лишь к слащаво-благостным формам Божества. Таких людей можно сравнить с восторженными солнцепоклонниками, ликующими при свете дня, когда не видно ничего такого, что могло бы сравниться с солнцем как источником жизни и света. Но с наступлением ночи каждый убеждается, что на фоне безбрежного чернеющего неба таких “солнц” — неисчислимое количество.
Так же все почитаемые разными религиями формы Бога — лишь тускло мерцающие “звезды”, частичные проявления силы и энергии бесконечно могущественной Кали. Именно в Ней Божественная Реальность может быть почитаема во всей Своей необъятной полноте.
Поэтому из всех форм Матери-Богини именно Кали олицетворяет Собой Изначальную Шакти (Адья-Шакти), от которой производны все прочие божественные формы — как женские, так и мужские, ибо, говоря словами “Гандхарва-тантры”, “мужская форма, женская форма, любая форма вообще — все формы, несомненно, — проявления Ее Высшей Формы”.
В десятой главе “Нирвана-тантры” говорится, что, подобно тому, как дерево растет и погружается глубже в землю, пузырь — в толщу воды, или светила — в облака, так же и все боги имеют свое начало и конец в Кали.
Согласно “Маханирвана-тантре” (4.30-32), Время (Кала) пожирает весь мир во время космического растворения (пралайи), но Кали пожирает даже само Время, потому Она и именуется словом Кали. Кали — это Адья-Шакти, Изначальная Божественная Сила, неотделимая от Своего Супруга, Парама-Шивы, т.е. Брахмана (Абсолюта).
Согласно “Девибхагавата-пуране” и другим шактистским писаниям, в ходе космического проявления Изначальная Шакти проявляет Себя как частичные формы (амша-рупа), еще более мелкие формы (кала-рупа) и как формы, являющиеся частями частей (каламша-рупа).
К проявлениям первого типа относятся Дакшинакали, Дурга, Лакшми, Сарасвати, Савитри, Радха, Бхайрави и другие почитаемые духовные формы Дэви, к проявлениям второго типа — младшие женские божества (Ганга, Туласи, Манаса, Шаштхи и другие), а проявлениями третьего типа являются все местные почитаемые формы Богини (т.н. грама-дэваты, воплощенные в храмовых святынях), другие мелкие божества и, наконец, все женские существа вообще.
Хотя Божественная Мать едина и не существует чего-либо вне Ее (если не считать Парама- Шиву, от которого Шакти всегда неотделима), ради нужд поклоняющихся Ей и в ходе Своих божественных игр (лил) Она принимает всевозможные бесчисленные формы. Так, “Махакала-самхита” упоминает девять проявлений Богини Кали :
Дакшинакали, Шмашанакали, Бхадракали, Гухьякали, Калакали, Камакалакали, Дханакали, Сиддхакали и Чандикакали.
Другие Тантры описывают разное число форм Кали в зависимости от того, какие функции те или иные проявления Матери выполняют и что собой символизируют. Ачарья Абхинавагупта из Кашмира в своей “Крама-стотре” перечисляет двенадцать проявлений Кали. Но в каких бы формах ни выступала Кали, Она не перестает быть Той единой Силой, что воспета “Деви-Махатмьей”:
МАХАВИДЙА МАХАМАЙА МАХАМЕДХА МАХАСМРИТИХ
МАХАМОХА ЧА БХАВАТИ МАХАДЕВИ МАХАСУРИ
Великое Знание, Великая Иллюзия, Великая Мудрость и Великая Память,
Великое Заблуждение и Всевладычица, Великая Богиня и Великая Демоница!