Материальный огонь используется во всех магических и религиозных действиях – жертвенные огни, церковные свечи, свечи для концентрации и медитации и так далее – привлекают в поле сознания восходящую активность огненной стихии.
Аналогичным образом, Огнебоги считались посредниками между нижними и Высшими мирами во многих религиях – Агни, Семаргл, Локи осуществляли круговорот жизни в вертикальном аспекте космоса, а Абраксас – еще и выражал саму природу Творческой активности мироздания.
Огонь как трансформирующая материю стихия играет ключевую роль и в Алхимии – как в «материальной», так и в «духовной» трансмутации.
С одной стороны, такое положение вещей связано со способностью огня «истончать» материю, переводя её в более активное и «лёгкое», или, как сейчас принято говорить, «тонкое» состояние, с другой – со связью данной стихии макрокосмоса с активным полюсом стихии чувств Психокосмоса.
Соответственно, привлечение огненной активности даёт как внутреннюю возможность активного преодоления инерции пассивных стихий, так и внешний ресурс для этого преодоления.
Это и делает огонь таким широко используемым компонентом восхождений духа.
Магия огня
Вместе с тем, более или менее полное овладение возможностями данной стихии, или хотя бы её контроль чрезвычайно затруднены в силу почти чистой «активности» Элемента, по самой своей природе практически исключающей возможность подчинения.
Как «низшее» проявление Первичной активности, Яра, земной огонь экспансивен и горяч, и возможности взаимодействия с ним для мага требуют развития в природе самого мага соответствующей частоты и интенсивности творческого желания.
Маг, стремящийся к неповерхностному, нетривиальному использованию возможностей огненной стихии, должен понимать, что, с одной стороны, входя в контакт с этой чистой энергией желания, он получает несравненную возможность активировать и энергетизировать свои внутренние процессы, но с другой – он также должен понимать и опасности этой активации, сжигающую силу огня, способную нанести непоправимый урон как телам, так и сознанию.
Взаимодействие с Огнем как в его «безличной» форме, так и в форме «огненных» духов – Саламандр, джиннов и даже демонов требует, с одной стороны, интенсивного внутреннего горения в сознании мага, а с другой – «несгораемости» этого сознания.
Магия огня
Прежде, чем перейти к таким тесным взаимодействиям, магу следует научиться как переводить свой Психокосмос в пламенеющее состояние, так и не давать Огню захватывать те элементы, для которых его воздействие может быть разрушающим (если, конечно, целью взаимодействия не является выжигание ненужных, устаревших или мешающих структур сознания). Понятно, что чем больше в сознании внутреннего огня, тем легче ему взаимодействовать с огнем внешним, и наоборот. Важно только, чтобы наращивание внутреннего горения не разрушило структуру Психокосмоса.
В силу самой своей природы огонь не поддаётся контролю, его можно только сдерживать, противопоставляя ему неуничтожимые элементы сознания. В то же время, излишнее подавление огня чревато его угасанием. Поэтому для мага очень важно найти ту максимальную степень горения, в которой его желания пламенны, но еще подконтрольны, энергия интенсивна, но еще не разрушительна. Достижение тонкой грани, на которой возможно эффективное насыщенное взаимодействие с энергией огня, позволяет интегрировать творящую и разрушающую активность, присущую данной стихии, и перевести сознание на высокоинтенсивный уровень функционирования и творчества.