Апостол Матфий происходил из племени Иудова и родился в иудейском городе Вифлееме. Его наставником, по преданию, был Симеон Богоприимец. С ранних лет он научил Матфия познанию закона Божия и добродетельной жизни. Воспитанный таким святым мужем, Матфий вел богоугодную жизнь и, подобно учителю своему, с нетерпением ожидал «утешения Израилева» (Лк. 2:25).
Но вот Христос явил Себя открыто миру, стал проповедовать и творить чудеса, и Матфий уверовал, что учение Христа - не человеческое, что чудеса Его - действие силы Божией. Матфий был одним из семидесяти меньших апостолов, избранный Самим Христом. Он везде сопутствовал Господу, слушал божественное учение, был свидетелем славного служения Спасителя роду человеческому (Деян. 1:21-23).
...Это произошло после вознесения Господа на небо. Однажды, когда собрание верующих было особенно многолюдно, апостол Петр, став посреди учеников, держал такую речь: «Мужи братия! Надлежало исполниться тому, что в Писании предрек Дух Святый об Иуде предателе. В книге Псалмов написано: да будет двор его пуст, и да не будет живущего в нем; и достоинство его да примет другой. Итак, надобно, чтобы один из тех, которые находились с нами во все время, когда пребывал с нами Господь Иисус, начиная от крещения Иоаннова до того дня, в который Он вознесся от нас, был вместе с нами свидетелем воскресения Его». Тогда поставили двоих апостолов из семидесяти - Иосифа и Матфия. Все верующие обратились с усердной молитвой ко Господу: «Господи, Сердцеведче всех! покажи из сих двоих одного, которого Ты избрал, принять жребий сего служения и апостольства, от которого отпал Иуда...» Бросили жребий, и выпал жребий Матфию. И был он сопричислен к лику одиннадцати апостолов (Деян. 1:15-26). Это избрание вскоре утвердил Господь ниспосланием на Матфия Духа Святаго, даровавшего ему благодать.
Приняв дары Духа Святаго, апостол Матфий с проповедью Евангелия странствовал в Эфиопии. Здесь он претерпел много мучений за имя Христово. Его и били, и влачили по земле, и вешали, и строгали острым железом, и жгли на огне - с радостью шел апостол на все эти муки и с мужеством их переносил.
Проповедовал Матфий Слово Божие и в Македонии. Греки-идолопоклонники захотели испытать силу проповедуемой им веры. Они заставили Матфия выпить отраву, лишающую человека зрения. Апостол выпил зелье и, силою Божией, остался невредим. Между тем до двухсот пятидесяти человек язычников было поражено тем же ядом. Матфий возложил на них руки с призыванием имени Христова, и они все прозрели. Диавол не мог стерпеть этой победы над тонкой бесовской силой и начал внушать язычникам убить апостола.
Дано было приказание взять Матфия под стражу, но его три дня искали и не могли найти. Наконец он сам отдался в руки народу - тогда апостола связали и бросили в темницу. Здесь окружили Матфия злые духи, яростно скрежеща зубами. В следующую же ночь явился ему Сам Господь, в сиянии лучезарного небесного света. Господь освободил Матфия от уз, отворив двери темницы. Тогда апостол снова открыто стал пред народом и безбоязненно проповедовал Слово Божие. Озлобленные язычники хотели тут же своими руками убить проповедника Христова. Земля внезапно разверзлась и поглотила дерзновенных. Оставшийся в живых народ, пораженный этим чудом, уверовал во Христа и крестился.
После этого апостол Матфий вернулся в Иудею. Ревностно проповедовал, исцелял слепых и хромых, очищал прокаженных, изгонял злых духов, воскрешал мертвых. Проповедь апостола и сопровождавшие ее дивные знамения многих привлекали ко Христу. Иные же, ослепленные неверием иудеи, озлобились на апостола Христова. Они схватили его и привели в Иерусалим к первосвященнику Анании, на совет иудейский для допроса.
«И собрание это, и вся вселенная знают, - говорил первосвященник, - до какого бесславия дошел род наш. Но не сами мы - причиною тому, а лихоимство и жестокость римских правителей, развращение некоторых прельщенных людей. Их ересеначальник, Иисус Назарянин, называл Себя Сыном Божиим и Богом, привлек к Себе сердца многих, уничтожил исполнение закона, но и Сам осужден был по закону, Им хулимому.
Кто не знает, что Моисей говорил с Богом, как с человеком? Кому не известно, как Илия взят был на огненной колеснице в рай? Однако ни один из святых не дерзнул присвоить себе божескую честь или выдумывать новый закон, как осмелился Иисус. Он порицал князей и первосвященников, называл лицемерами книжников и фарисеев. О, если бы погибла вместе с Иисусом и память о Нем! Но как больно для нас, когда отеческие законы - под игом римлян, и никто не обращает внимания на участь нашу. А галилеяне еще больше предают нас в руки римлян, не стыдясь налагать на нас и на род наш кровь Иисуса, будто бы безвинно нами осужденного. Пусть же лучше погибнет небольшое число галилеян, а не это святое место и не весь род наш истреблены будут римлянами! Из двух зол надобно выбирать легчайшее. И стоящий пред нами ученик Иисуса достоин смерти».
Апостол же небоязненно отвечал: «О той вине, которую вы, братия, налагаете на меня, нет нужды и говорить: да, я - христианин, но это не вина, а слава». - «Как не вина? - воскликнул первосвященник, - ни во что ставить закон, а слушать волшебные и пустые басни?». Матфий спокойно ответил: «Проповедуемое нами - сама истина, от века засвидетельствованная». И апостол начал приводить из Ветхого Завета те места, где многое в прообразах предвещено было об Иисусе Христе. Первосвященник не вытерпел и с гневом воскликнул: «Так-то ты дерзаешь разорять закон? Разве не знаешь, что Писание заповедует предавать смерти ложных пророков?» Но Матфий восторженно отвечал: «Тот, о Ком мы говорим, не только пророк, но и Господь пророков, Сын Божий. Божество Его несомненно доказывается истинными знамениями».
Видя, что споры ни к чему не ведут, первосвященник решил окончить допрос. «Пусть выберет он что-либо одно: или последует закону, Богом данному чрез Моисея, и останется жив; или пребудет христианином и умрет», - обратился Анания к собранию. - «Я не отступлю от истины, которую обрел однажды, - твердо сказал апостол, - сердцем верую и исповедую устами, что Иисус Назарянин, Которого вы отвергли и предали на смерть, - истинный Сын Божий, равный Отцу, с Ним соестественный и предвечный!» Первосвященник пришел в страшный гнев. Он не хотел более ни слова слышать от Матфия, и зажал уши, скрежеща зубами. - «Богохульствует! богохульствует!» - яростно вскричал Анания и обратился к апостолу: «Ты сам свидетельствовал на себя. Кровь твоя будет на главе твоей». После этого первосвященник осудил побить апостола камнями. Около Иерусалима было место казни, называемое «Вефласкила», что значит - Дом побиенных каменьями. Сюда привели и Матфия. По закону еврейскому нужно было, чтобы два свидетеля, удостоверяющие, что он действительно хулил Бога, положили руки на голову осужденного, и - первые бросили каменья. Свидетели исполнили свою обязанность. Матфий обратился к ним с просьбой: два первых брошенных камня положить ему во гроб, в свидетельство страдания за Христа. Потом весь народ стал бросать камни на Матфия, и он предал дух свой Богу. Когда апостол был уже мертв, ему отрубили голову секирой. Это сделали, чтобы показать, будто Матфий был противником римского правительства, и снять с себя виновность в его смерти. Христиане с честью погребли тело мученика за имя Христово.
Память апостола Матфия совершается 9 (22) августа.