Апостол Филипп
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]Апостол Филипп был родом из того же городка Вифсаиды, откуда происходили братья Петр и Андрей, сыновья Ионы, и Иаков и Иоанн, сыновья Зеведея. С ранней юности Филипп был отдан родителями учиться книжной премудрости. Он изучил Священное Писание и хорошо знал все пророчества об ожидаемом Мессии. Перечитывая божественные глаголы и вдумываясь в них, Филипп пламенел любовью к Грядущему. И не знал Филипп, что Тот, Кого он так жаждет увидеть, уже живет между иудеями.
Тайные помыслы и желания Филиппа скоро осуществились. Христос пришел в пределы Галилейские и нашел Филиппа. «Иди за Мною», - сказал ему Господь. Всей душой внял Филипп призванию Христа и последовал за Ним. Велика была радость юноши, когда он узнал, что Мессия пришел на землю и удостоил его, Филиппа, сделать учеником Своим. Радостью он хочет поделиться и с другими - знакомому своему Нафанаилу, впоследствии апостолу Варфоломею сообщает чудесную новость. Но тот усомнился. «Пойди и посмотри», - стал уверять Филипп. Он знал: лишь только увидит Нафанаил Христа и услышит спасительные слова Его, сразу же познает, что Иисус - истинный Мессия. Так, действительно, и случилось (Ин. 1:43-49).
Как достойный ученик, Филипп был избран Господом в число двенадцати апостолов. Овладев раньше книжными познаниями через людей, теперь Филипп учился божественной премудрости у Того, Кто - сама истина. Почерпая из Источника истины, Филипп, однако, не мог еще отрешиться от своих чувственных воззрений. По характеру он был, повидимому, более наклонен к видимому и внешнему. Поэтому и в божественном Учителе усматривал только высокие совершенства человеческие, но не сознавал еще вполне в Нем божества Его.
И вот Христос захотел исправить ученика. Раз был Иисус по другую сторону Тивериадского моря с пятью тысячами народа. Место уединенное, вдали от всякого селения. Вечерело. Христос не хотел оставить слушателей без пищи. «Где нам купить хлебов, чтобы их накормить?» - обратился Иисус к Филиппу. Знал, конечно, Господь наперед, что ответит Ему ученик, знал, что Сам желал совершить. А спросил Филиппа для того, чтобы испытать, дать ему случай осознать свое маловерие, устыдиться и уверовать вполне. И точно, Филипп не подумал о всемогуществе Божием, он помышлял только о человеческих средствах накормить такое множество народа. «Им на двести динариев1 не довольно будет хлеба, чтобы каждому из них досталось хотя понемногу», - отвечал он.
И потом с другими учениками стал просить Господа: «Отпусти народ, чтобы они пошли в селения и купили себе пищи». Но Господь пятью хлебами и двумя рыбами насытил пять тысяч человек.
Тогда увидел Филипп, что из руки Господней, как из неистощимой житницы, подается всем обильная пища. Он устыдился маловерия своего, укрепился в вере и с другими прославил силу Божию во Христе. Другой раз наклонность Филиппа к чувственному и внешнему выразилась еще более резко. Это случилось незадолго до крестных страданий Христа, во время прощальной беседы Его с учениками. Филипп стал просить Учителя, чтобы Он показал им Отца Своего. «Столько времени Я с вами, - с кротким упреком ответил Господь, - и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь: покажи нам Отца? Разве ты не веришь, что Я в Отце, и Отец во Мне? Слова, которые говорю Я Сам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела...»(Ин. 14:8-11).
Приняв дары Духа Святаго, сошедшего на апостолов в день Пятидесятницы, Филипп стал проповедовать имя Христово сначала в пределах Палестины, в Галилее и Самарии. Однажды встретил он женщину, несшую на руках умершего последнего своего сына. Она горько плакала и рыдала над ним. При виде безутешной матери жалость охватила Филиппа. «Встань! - сказал он, простирая руку к умершему, - повелевает тебе Христос». Тотчас ожил отрок. Мать в радости припала к ногам апостола, воздавая ему благодарение. Оба они уверовали во Христа и были крещены Филиппом. И еще многих обратил он в веру Христову, а потом отправился в земли языческие.
Филипп прибыл в Грецию и здесь проповедовал Слово Божие и творил множество чудес. Однажды силою Христовой он воскресил умершего. Это чудо привело в изумление живших там иудеев. Они послали в Иерусалим к архиереям и князьям иудейским известие, что пришел к ним какой-то неизвестный человек, именем Филипп, проповедует Иисуса распятого, прогоняет этим именем злых духов, исцеляет болезни и даже воскресил умершего, а поэтому многие уже уверовали во Христа.
По этому посланию прибыл из Иерусалима один из архиереев с несколькими книжниками. Архиерей этот еще и раньше сильно негодовал на Филиппа за успех его проповеди в Палестине. С гордостью сел архиерей на высоком судейском месте, вокруг которого столпилось множество иудеев и язычников. «Мало было тебе, - гневно обратился архиерей к апостолу, - в Иудее, Галилее и Самарии прельщать простых и неученых людей, сюда ты пришел, к мудрым эллинам, и здесь проповедуешь новое учение, которому научился от Иисуса, шедшего против закона Моисеева. За это Он Сам был осужден, и умер безчестной смертью, распятый на кресте. А вы, ученики, тайно украли Его тело, на соблазн многим, и рассказали везде, что Он воскрес из мертвых...»
Заволновался народ. «Что ты ответишь на это, Филипп?» - зашумела нетерпеливо толпа. Немного было у апостола защитников, больше противников. Одни требовали тотчас предать Филиппа смерти, другие настаивали отвести его на суд и казнь в Иерусалим. Между тем Филипп, выждав минуту, когда шум несколько утих, заговорил, обращаясь к архиерею: «Напрасно ты любишь суету земную и говоришь ложь! Отчего окаменело так сердце твое, что не хочешь признать истину. Не сами ли вы положили печати на гробе и не сами ли приставили к нему стражу; а когда Господь наш воскрес, не разрушив печатей, не вы ли дали золота воинам, чтобы они солгали, будто во время их сна Иисуса мертвого украли ученики? Как же не стыдишься теперь лгать? Сами печати ваши свидетельствуют истину воскресения Христа, они будут вашими обличителями и в день воздаяния».
Архиерей совсем обезумел от гнева и ярости. Вскочив с места, он бросился на апостола, чтобы своими руками умертвить его. Но внезапно дерзновенный ослеп и весь почернел. Народ не вразумился этим чудом. Все подумали, что это чародейство Филиппа и хотели его, как волхва, тут же убить. Тогда произошло другое, еще большее чудо. С теми, кто бросился схватить апостола, сделалось то же, что и с архиереем, и одновременно заколебалась страшно земля. Все затрепетали от страха и познали силу Христову. При виде бедственного положения ослепленных - и духовно, и телесно, - Филипп прослезился и стал молить Бога даровать им исцеление, просветить ум и сердце. По молитве апостола тотчас все прозрели. Это чудо множество людей обратило ко Христу. Только архиерей был так озлоблен, что и после наказания не старался и не хотел признать истину, напротив, стал еще сильнее поносить Иисуса. Внезапно разверзлась земля, и богохульник исчез в ее глубинах. Крестив после этого уверовавших во Христа, Филипп отправился с благовестием по другим городам и селениям Греции.
Однажды дорогою Филипп стал просить у Бога помощи в трудах благовествования. Когда преклонил он колена для молитвы, ему явилось на небе знамение в образе орла с распростертыми крыльями. Апостол укрепился этим знамением и продолжал путь. Он просветил верою Христовой многие города Эфиопии и Аравии. Потом сел на корабль и поплыл к Азоту, приморскому городу в Палестине. Ночью, во время плавания, поднялась ужасная буря. Не было никакой надежды на спасение, и все со страхом ожидали последней страшной минуты. Тогда Филипп начал молиться, и вот явился в воздухе светлый образ креста и осветил ночной мрак. После этого море стало утихать, и волны улеглись.