«Измерение Тела»
«Измерение Тела» — это сложная форма медитации, сочетающая в себе визуализацию с перестановками букв и требующая тщательного сосредоточения. Это испытанное и эффективное средство для углубления концентрации, хотя для его использования необходимо свободно ориентироваться в священных Именах, числах и чертах внешности, приписываемых космическому облику Адама Кадмона. В целом, эта техника, описанная в трактате одиннадцатого века «Шиур Кома», схожа с тибетским методом нёндро — эзотерической медитацией, которая включает ежедневные песнопения и, в общей сложности, более 200 тысяч поклонов и выполняется в течение нескольких месяцев или даже лет. Техника «Измерение Тела» связана с медитацией на парцуфим — визионерскими странствиями по путям космической бороды — и представляет собой путешествие от стоп до темени космического тела Адама Кадмона, сопровождающееся перестановками священных Имён (букв и чисел), связанных с теми проявлениями Божества, с которыми путешественник встречается на каждой из стадий медитации. Выполнять все эти визуализации не требовалось: обычно каббалист сосредотачивался на какой-либо одной части тела на протяжении нескольких месяцев или лет (см. таблицу 4).
Престол
С вышеописанной техникой связана ещё одна система визуализаций, основанная на образах божественного Престола (см. таблицу 5). Переставляя буквы различных фраз Торы, каббалист ткал воображаемые орнаменты из фантастических животных и ангельских существ, обретавших жизнь благодаря звукам его голоса. В числе образов, возникающих в ходе такой визуализации, чаще многих упоминается Престол Славы, на котором восседает Адам Кадмон. Имя этого Престола состоит из букв Ламед, Вау, Реш, Каф, Заин, Пе, Йод, Реш, Вау, Тау и Алеф. Его опоры — живые существа, Хайот (ед.ч. Хайя), имена которых — Аглав, Бабак, Кабаб и Азбия. Четыре лика и две пары крыльев каждого из Хайот символизируют уровни человеческой души (стадии медитации) и выступают не только как объекты визуализации, но и как буквы и числа для перестановок, воплощённые в облике ангельских стражей. Каждая Хайя имеет четыре лика, помещённые на концах четырёх крыльев. Каждое из этих крыльев, в свою очередь, соединено ещё с четырьмя, так что в общей сложности каждая Хайя имеет шестьдесят четыре крыла.
Небесный чертог
Проходя через небесный чертог, в котором помещается Престол, каббалист испытывает разнообразные физические ощущения, с которыми соотносятся бесчисленные цвета, звуки, состояния и образы. Площадка перед Престолом, именуемая «полем трав», символизирует благовония, ароматические травы или нюхательные порошки, которые применялись для расслабления тела и успокоения ума. Распевая имя «Арафель», визионер сначала различает перед собой лишь смутный образ Адама Кадмона, окутанный плотным тёмным облаком. Но по мере углубления концентрации начинают вырисовываться детали. Распевая слова «Могучий и Сильный» и визуализируя себя самого в облике молодого человека (Метатрона), простирающегося ниц перед Престолом, каббалист выполняет перестановки букв священных Имен: Алеф-Хе-Хе, Йод-Хе-Вау-Хе, Йод-Хе-Вау, Хе-Вау, Хе-Вау, Йод-Вау-Хе-Вау и Йод-Хе-Йод-Йод-Хе.
Слова о том, что перестановки эти следует произносить голосом, подобным «рёву» огня и бури с градом, служат указанием на технику интенсивного дыхания. Вслед за визионером, принявшим облик Метатрона, к пению присоединяются сонмы ангелов; перестановки постепенно становятся всё более сложными и произносятся во всё более быстром темпе. Наконец является сам космический человек в облике всепожирающего огня, который принимает формы букв, составляющих слово «Адам» (Алеф-Далет-Мем). Взяв первую из этих букв, каббалист вводит её в перестановки букв Имени: Алеф-Хе-Йод-Хе; Алеф-Шин-Реш; Алеф-Хе-Йод-Хе («Я есть Тот, Кто есть и пребудет вовеки»), — и повторяет эти перестановки семь раз.
Затем он визуализирует Престол, окружённый ангелами и Хайот, а в центре этой картины возникает Шехина. Переходя на шёпот с придыханиями («тихое веяние ветра»), каббалист объявляет: «Се есть Престол Славы». После этого воцаряется безмолвие; священный огонь поглощает ангелов; Хайот простираются ниц, спрятав лица. И в этой тишине становится слышен звук огня (дыхания) — каббалист, всё ещё облечённый в форму Метатрона, произносит нараспев перестановки букв, составляющих Имя Славы:
Алеф-Далет-Реш-Йод-Хе-Вау
Алеф-Хе-Реш-Каф-Йод
Хе-Хе-Йод-Йод
Йод-Хе-Вау-Хе
Алеф-Хе-Йод-Хе-Алеф-Шин-Реш-Алеф-Хе-Йод-Хе
Хе-Хе-Йод
Йод-Вау-Алеф
Хе-Каф-Хе
Хе-Хе
Вау-Хе
Хе-Вау-Хе
Вау-Хе-Вау
Хе-Хе
Хе-Йод-Алеф
Хе-Вау-Алеф
Хе-Хе
Йод-Хе-Йод-Хе-Йод
Хе-Йод
Йод-Хе-Йод-Хе
Йод-Хе-Вау-Хе
Завершается медитация хвалебной песней и чтением 92-го, 28-го и 23-го псалмов.