История.
На протяжении многих столетий Каббала была тайным достоянием исключительно иудеев, и только в XII веке с нее был снят покров тайны. Случилось это в Испании: именно там и появилась схема, известная ныне как Древо Жизни, связывающая ортодоксально-иудейскую традицию Каббалы с традицией западной. На Древе Жизни построена почти вся западная каббалистика, в то время как в еврейской ей отводится гораздо более скромное место.
Впервые схема Древа Жизни была приведена в книге под названием Portae Lucis («Врата Света»), изданной в 1516 году. Книга представляет собою латинский перевод каббалистического труда «Шаарей Ора», написанного примерно в 1290 году раввином Иосифом Гикатиллой (1248—1323). XIII век был отмечен небывалым всплеском мессианских чаяний среди иудеев, и даже учение Авраама Абулафии, в ту пору одного из виднейших авторитетов по Каббале, было полно пророчествами близкого пришествия Мессии. До 1516 года оригинал «Врат Света» был известен лишь немногим и только в виде рукописи, однако с появлением латинского издания каббалистическое учение стало достоянием широкого круга оккультистов, ибо было отмечено выразительной деталью: на титульном листе был изображен человек, в руках которого — дерево с десятью сефирами.
Публикация этой книги отмечает рождение новой Каббалы, и к этому изданию вполне применим термин «христианская Каббала». Эта малоизвестная сегодня книга оказала значительное влияние на духовную жизнь Запада, влияние, которое не ослабевает и по сегодняшний день, а кроме того, именно благодаря ей удалось спасти от костра инквизиции практически все еврейские книги по Каббале.
Дело в том, что вскоре после выхода в свет латинского издания «Врат Света» несколько фанатиков-доминиканцев обратились к Папе Льву X, настаивая на необходимости конфисковать и предать огню вообще все еврейские книги как источник всяческих ересей и соблазнов. Но уже в 1517 году христианский мистик Иоганн Рейхлин (1455—1522) в своем классическом труде De Arte Cabalistica («Об искусстве Каббалы») использовал цитаты из книги Гикатиллы, чтобы убедить Папу, которому посвящалась работа, в ценности иудейского учения, и благодаря этому тонкому дипломатическому ходу, говоря современным языком, были спасены все древнееврейские каббалистические трактаты.
Рейхлин был убежден, что Каббала — учение вполне христианское. Он утверждал, что в эпоху патриархов, еще до Моисея, имя Божье можно было записать тремя буквами — Йод-Хе-Вау, составлявшими так называемый триграмматон. И только позже Моисею было впервые открыто имя Бога, состоящее из четырех букв, или тетраграмматон,— Йод-Хе-Вау-Хе, о чем упоминается и в самой Библии (Исх. 3:15). Наконец, с пришествием Христа тетраграмматон преобразился в пентаграмматон (Йод-Хе-Шин-Вау-Хе), поскольку к тетраграмматону добавилась буква Шин. Пентаграмма-тон лежит в основе еврейского имени Иисус — Иешуа, и именно на этом имени и была основана христианская Каббала.
Тем не менее изложенные во «Вратах Света» идеи нельзя считать основополагающими для современных каббалистов-иудеев: они и сегодня по традиции следуют учению книги «Зогар» в толковании великого раввина Исаака Лурии (1524—1572), известного также как Ари. Хотя лурианская Каббала очень сложна, однако, если добраться до сути, можно увидеть, что основные ее положения во многом перекликаются с тем описанием творения мира и его эволюции, которое дает современная физика.
В лурианской Каббале основное внимание уделяется Нижнему миру — царству тьмы и обиталищу демонов, куда были изгнаны искры Божественного света. В этот мир — по-еврейски клипот, то есть мир духовных «скорлуп»,— каббалист с помощью особой техники медитации совершает некое путешествие, с тем чтобы освободить эти искры Божества и привнести их в Верхний мир. Такой процесс был назван Единением, поскольку в данном случае усилия каббалиста направлены на то, чтобы способствовать возвращению Божественного света из мрачной темницы клипот и его слиянию с первоисточником.
Лурианская Каббала практически неизвестна последователям западной каббалистической традиции. Западных каббалистов интересовали и до сих интересуют главным образом Древо Жизни и сефиры, хотя и то и другое представляет собой лишь небольшие фрагменты обширного учения Каббалы. Кроме того, с западной каббалистикой и Древом Жизни тесно связана система Таро, к которой, как уже говорилось, каббалисты-иудеи питают такую неприязнь, что вообще не желают о ней говорить.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]«Лазание по Древу».Возвращаясь к Древу Жизни, необходимо сказать, что оно является символом, воплощающим взгляд человека на Вселенную как на связь микрокосма с макрокосмом. Обучаясь тому, как пробудить и применить силы, на нем изображенные, человек как бы прикасается к высшим сферам своей внутренней природы и пробуждает их. Таким образом, с одной стороны, силы, изображенные на Древе, символизируют последовательные этапы эволюции Вселенной, с другой стороны, они олицетворяют уровни развития сознания и энергий каждого индивидуума. Иначе говоря, назначение Древа Жизни — дать образно-наглядное изображение связей между обозримой, познаваемой Вселенной и непроявленным Богом, а заодно указать пути духовного развития отдельно взятого человека.
Как уже говорилось, в основе Древа Жизни лежат 10 эманации, или сефир, которые соединяются между собой 22 каналами, или путями, в совокупности составляя то, что каббалисты называют «тридцатью двумя путями мудрости». Сефиры (об этом тоже говорилось выше) возникают в процессе самопроявления Бога и составляют основу всего мироздания, а стало быть, и природы человека. Они суть движущие силы Вселенной, те импульсы, которые обусловливают развитие человека и устремляют его вперед. Связи между импульсами и отображает в схематической форме Древо Жизни. Другими словами, Древо показывает связь между физическим миром человека (так называемым Малкутом) и миром Божественным.
В основе концепции Древа лежит древнее учение, частично отображенное и в лурианской Каббале, согласно которому душа отделилась от Бога и под влиянием планетарных излучений воплотилась на Земле в физическом теле, чтобы в конце концов после смерти вновь подняться в высшие сферы, откуда она родом. Проходя через эти сферы, от низших к высшим, она понемногу освобождается от внешних воздействий, пока наконец не достигает изначального слияния с Богом. Но это восхождение, согласно каббалистам, вполне возможно начать осуществлять еще в земной жизни, для чего, собственно, Каббала и существует.
Пути, соединяющие сефиры,— это ступени, которые ведут к соответствующим уровням сознания. Они помогают раскрыть и пробудить разум человека для осознания им Вселенной и своего места в ней. Этот процесс называется в Каббале «пробуждением Божественной искры».
Каждая сефира по своей природе двойственна, то есть она представляет собой некий этап проявления Божественного Духа во Вселенной, иначе говоря — процесс творения, и одновременно отображает уровень нашего сознания. Когда сефира упрочится вместе со своими энергиями и силами, она как бы переливается через край и образует следующий, более плотный, уровень. Этот процесс последовательного развития называется Тропой (или Путем) Пламенеющего Меча. Развитие завершается в Малкуте, средоточии известного нам физического мира, к которому относится и человечество. Таким образом, и Малкут, и человечество в равной мере являются получателями и носителями всех божественных сил и энергий.
Число сефир в структуре Древа Жизни — десять — соответствует земным сферам, семи планетам, известным еще с античных времен, знакам зодиака в их совокупности и первичной энергии (праэнергии), из которой все они вышли. Ниже приводится краткая характеристика каждой из сефир, как она трактуется в каббалистической традиции.
Малкут (царство) — это весь совокупный физический мир, то есть уровень, более других соответствующий нашему бодрствующему сознанию и непосредственно воздействующий на жизнь физического плана. Он состоит из четырех элементов, или стихий (огня, воды, земли и воздуха), которые необходимы для действия и проявления всех воспринимаемых энергий.
Именно на этом уровне сознания мы можем прикоснуться к аспекту Божественного, именуемому Адонаи Ха-Арец, или Владыка Земли и Проявленной Вселенной. Это Бог человечества, непосредственно воздействующий на физическую и материальную жизнь.
На этом уровне устанавливается связь с несколькими архангелами, в первую очередь с Сандальфоном, называемым Посредником, или Князем Молитв, так как именно он доставляет наши молитвы туда, где они могут быть услышаны. Кроме того, он играет ведущую роль в определении пола эмбриона и отвечает за формирование всей жизни на физическом плане. Через его посредничество происходит связь с двумя другими архангелами, связанными с этой областью,— Метатроном и сущностью, называемой Святым Духом.
Под началом Сандальфона на уровне Малкут находятся Ашим — Души Огня, или Языки Пламени. Попросту говоря, это ангелы, наиболее тесно связанные с земным планом и относящиеся к чину Блаженных Душ.
Пороки, относящиеся к этой сфере, которые человек должен преодолеть при выходе на этот уровень,— инертность и жадность, в своей крайности доходящая до алчности. Цель работы на этом уровне состоит в том, чтобы пробудить способность к различению, то есть научиться различать добро и зло, куда следует идти, а куда нет, когда работать, а когда отдыхать. Другими словами, человек использует этот уровень, чтобы научиться определять, что лучше всего подходит его индивидуальности, и обнаружить собственные божественные способности.
Иесод (основание, краеугольный камень) аккумулирует эманации всех остальных сефир, очищает и корректирует их, после чего переводит на земной физический план — Малкут. Иесод представляет собой уровень сознания, связанный с Луной. Его цвет — темно-фиолетовый. Он составляет основу астрала и эфирного плана. На этом уровне ум создает образы всех тех, с кем человек встречается в жизни. Здесь он совершенствует свое понимание ритмов, колебаний и потоков развития органической жизни и циклических изменений, происходящих вокруг него. Именно здесь можно прикоснуться к собственному подсознанию, психическим и биологическим процессам, а также пробудить их и усилить их деятельность. Здесь же создаются мысленные образы, которые будут притягивать возрастающую энергию других уровней.
Аспект Бога, наиболее ярко проявляющийся на этом уровне, называется Шаддаи Эльхаи, или Всемогущий Живой Бог. Его задача — способствовать раскрытию структуры Вселенной. Правда, это не значит, что взору человека раскрывается Божественный план, лежащий в основе всего сущего, а только то, что человек по мере продвижения вперед осознает, что этот план и его суть раскроются перед ним в должное время.
Этот уровень усиливает самостоятельность человека: он учится независимости на основе постигнутых знаний и начинает понемногу осуществлять синтез. Кроме того, на этом уровне сознания закладываются основы уважения к независимости других людей.
Пороком, связанным с этой сферой, является лень, чаще всего порождаемая удовлетворением от достигнутого (например, возросшими духовностью и интуицией). В этом случае следует вернуться на прежний уровень и укрепить способность к различению.
Владыкой этого уровня считается архангел Габриэль (Гавриил) — Ангел Истины и глава стражей рая, поскольку этот уровень является вратами к другим доступным нам уровням сознания. Здесь же действуют и херувимы (Керубим), называемые Ангелами Света, Славы и Хранителями Небесных Записей, известных в оккультизме как Хроники Акаши. Их знания непревзойденны, и, научившись входить в контакт с ними, можно проникнуть в эти хроники и тем самым существенно расширить свои познания.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]Ход (слава, великолепие) — пассивная женская сила, которая делает духовную власть материальной. Она одновременно отражает нашу тягу к знаниям и нашу способность приспосабливаться, то есть это оборотная (негативная) сторона разума и логики, к которой каббалисты питают вполне обоснованное недоверие.
Цвет этого уровня — оранжевый. В астрологии ему соответствует Меркурий. Работа с этим уровнем помогает обучению, общению, торговле, коммерции, обмену идеями и привносит долю интуиции в процесс мышления как таковой. Именно в этой сфере человек учится запечатлевать свою волю в материи астрального мира, чтобы вызывать изменения в мире физическом. Именно здесь человеку открываются знания о материализации и дематериализации.
Наиболее проявленный аспект Бога на этом уровне — Элохим Цабаот (библейский Господь Саваоф), что означает Бог Воинств, Правящий Вселенной в Мудрости и Гармонии. Этот аспект Бога осуществляет надзор за эволюционной научной и познавательной деятельностью человечества.
Владыка этого уровня — архангел Михаэль (Михаил) — Князь Великолепия и Великий Защитник. Он является духом планеты Меркурий и наделяет человека даром терпения. Вместе с Михаэлем на этом уровне трудятся Бени Элохим, или Сыны Бога. Они способствуют проникновению Божественного сознания в человеческий ум с помощью высшего знания, благодаря чему у человека возникает стремление познать Бога.
На этом уровне пробуждается такая добродетель, как правдолюбие. Если кто-то склонен ко лжи и обману, это тотчас обнаруживается при соприкосновении с этой сферой сознания. Кроме того, всегда велик соблазн начать использовать новые знания в неблаговидных целях. Поэтому порок, с которым человек может столкнуться и который ему необходимо изжить на этом уровне,— это нечестность.
Работая с наиболее положительными энергиями, доступными ему на этом уровне, человек увеличивает свою искренность до предела, где обман ему больше не нужен, а кроме того, он обнаруживает, что приобретенные знания все сильней и самым позитивным образом сказываются в его жизни, способствуя улучшению здоровья, расширению эрудиции и повышению благосостояния.
Нецах (победа) — это власть на низшем плане, точно так же как Хокма — власть на высшем плане. Этот уровень отображает одновременно связанность и взаимосвязь всех явлений во Вселенной и является основой чувств, инстинктов, страстей и бессознательных реакций. Это любовь и вожделение, удерживаемые в равновесии противоположным женским аспектом — Ход.
Нецах — уровень сознания изумрудно-зеленого цвета, называемый каббалистами «видением торжествующей красоты». По сути, это уровень, связанный с эмоциями, уровень, на котором ведется работа с тем, что затрагивает чувства. В астрологии ему соответствует планета Венера.
На этом уровне можно более глубоко понять значение человеческих взаимоотношений, любви и искусства. Это сфера, где раскрываются природа и любовь к ней, где начинается познание тех форм окружающей жизни, которые нами зачастую игнорируются.
Работа с этим уровнем приводит к развитию вдохновения и творческих способностей и пробуждает такое положительное качество, как альтруизм. Дисбаланс же энергий порождает нечистоплотность мыслей и вожделение не только на физическом, но и сексуальном плане. Необходимо помнить, что Венера — богиня любви, и, находясь в физическом теле, человек может с легкостью неправильно истолковать чувства и устремить их в неверном или негативном направлении. Поэтому очень важно сохранять бдительность и проводить работу на этом уровне с особыми предосторожностями.
Наиболее проявленный аспект Бога на этом уровне — Иегова Цабаот, или Господь Воинств. Это связано с тем, что на своем пути человек может столкнуться с целым сонмом эмоций, и Господь Воинств будет ему необходим для победы над ними. Победить же чувства — значит не подавить и не похоронить их в глубинах подсознания, а познать и использовать самым благотворным образом.
Владыка этого уровня — архангел Ханиэль, часто изображаемый в виде женщины, охранительницы любви и гармонии, считающейся покровительницей искусств. Под ее началом работают ангелы Элохим — имя, которое переводится как Боги или Богини. Они представляют собой реальные энергии, которые человек превращает в божества различных вер и религий. По сути своей они являются покровителями религий и контролируют деятельность политических и иных руководителей наций, помогая им принимать правильные решения.
Тиферет (красота и гармония). Здесь воссоединяются и примиряются все феномены и творения, рождаемые в низших мирах, это та жизненная сила, которая движет вперед всю жизнь, не давая ей остановиться. В человеческом теле ее символом является сердце, управляющее процессом кровообращения. Тиферет — это фокус, центр, точка баланса и равновесия.
Тиферет — уровень красоты и обитель Христа. Именно к Нему стремится в своем развитии человек, так как именно здесь он получает возможность раскрыть Христово сознание. На этом уровне человек наделяется способностями к целительству, встречает Учителей мудрости и приобретает достаток и успех.
На этом уровне человек приобщается к подлинной красоте и начинает прозревать ее во всем сущем, каким бы грубым или неприглядным оно ни казалось. Это уровень связи со всеми другими центрами. Он помогает преодолеть превратности судьбы и в самые черные дни среди самых черных невзгод позволяет узреть свет истины и надежды. Именно здесь пребывает тот Божественный младенец, который скрывается в каждом из людей.
Дисбаланс энергий на этом уровне ведет к появлению тщеславия. Этот центр Древа Жизни способен наделить человека множеством способностей, но, получив эти дары, нужно постараться избежать самодовольства или надменности. Помните, что чем больше способностей дается человеку, тем большая ответственность лежит на нем и тем скромнее ему следует быть.
На этом уровне наиболее активен аспект Бога, называемый Яхве Элоа Ведаат, или Бог Знания и Мудрости. В сущности, это Божественный аспект ума, который проявляет себя на ментальном плане и управляет вселенским светом, родственным Солнцу и Божественному Свету внутри каждого из нас.