Каббала и Бог
Каббала стремится объяснить или дать ответ на большинство вопросов, веками терзавших религиозных мыслителей: если Бог добр и милосерден, то каким образом в мире, созданном Богом, появилось зло? Возможно ли объединить Бога, который безграничен, вечен и бесконечен, с миром, ограниченным во времени и пространстве, и каким образом это можно сделать? Если Бог стоит за всем, что человеку представляется непостижимым, то как же человек вообще может постичь сущность Бога? На эти вопросы каббалисты отвечают, что мир не был создан (в смысле формы) Богом, а, напротив, возник из Него как некое излучение, то есть, другими словами, библейское учение о сотворении мира Каббала заменяет учением об эманации. Поэтому было бы неверно думать, будто зло и пространственно-временные ограничения возникли в мире, лишенном Бога, так как Бог никогда не покидал этого мира, который в любом из своих проявлений является Его воплощением и олицетворением. «Он присутствует во всем, и Он суть все»,— сказал по этому поводу испанский каббалист XIII века Иосиф Гикатилла. Таким образом, Бог пронизывает и объединяет все и вся — дух и материю, зло и добро, ограниченное и неограниченное, конечное и бесконечное, ведомое и неведомое,— которые все соединены в едином великом целом — Боге. А это означает, что мистик, желающий достичь божественного, должен сознавать все эти факторы, подчиняться им и всеми своими поступками проводить их в жизнь.
Согласно Каббале, процесс, в ходе которого незримый и непроявленный Бог заявил о Себе, начался с того, что из Него излилась первичная эманация (так называемая сефира), а за ней еще несколько — всего числом 10. О них в книге «Зогар» на характерном для Каббалы языке парадоксов говорится: «Старейший из старейших, неизвестнейший из неизвестных облечен в форму и в то же время не имеет формы. Он облечен в форму Вселенной и, тем не менее, не имеет формы, ибо непознаваем и непостижим. Когда Он впервые обрел форму (в виде первичной эманации), из нее излились девять величественных сияний, девять лучей, которые, сияя через Него, разнеслись по всем направлениям. Такова абсолютная эманация Святого Старца, которая сама по себе сокрыта и непостижима. Мы можем постичь Его лишь через эти сияющие потоки света, кои суть тайное имя Божье».
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]Весь мир, согласно Каббале, порожден эманацией Бога, имеющей 32 основные формы (10 сефир и 22 буквы древнееврейского алфавита). Конкретная форма, в которую воплощается божественная эманация, зависит от степени удаленности от Божества. Так возникли три мира; ближе всего к божественному источнику располагается мир творения, или область творческих идей и чистых духов; далее — мир создания, или область душ; и наиболее удаленный — мир делания, или сфера материальных явлений. Человек принадлежит одновременно всем трем мирам. Одно из ключевых мест в этой диспозиции отводится Солнечному ангелу Митатролу (здесь очевидна связь с митраизмом), высшему посреднику между Богом и проявленной Вселенной.
Таким образом, Каббала понимает Бога как абсолютно бескачественную неопределимую беспредельность (подразделяющуюся на три уровня: Айн, Айн-Соф, Айн-Соф-Аур), или, проще говоря, Ничто, которое одновременно есть все, представая в форме самых разнообразных вещей, куда оно изливает свою сущность, ограничивая для этого самое себя. Этот неопределимый Бог приходит к овеществлению через десять сефир, или стадий, смыслового самопроявления, аналогичных «зонам» гностиков и образующих в своей совокупности космическое тело Адама Кадмона; соотношение же этих проявленных атрибутов Бога изображается в виде Древа Сефир, или Древа Жизни. Сам же процесс излияния вещественных миров из трехуровневого Ничто в Каббале называется Путь Пламенеющего Меча.
Ничто – изначальная точка за пределами понимания, из которой вышло все сущее и в которую все сущее вернется. Состоит из трех уровней:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]Путь Пламенеющего Меча
Путь, которым Божественный Дух проходит
девять ступеней, прежде чем уплотняется и
проявляет на физическом уровне