Шукарахасья Упанишада
1. Теперь мы расскажем тайную Упанишаду. Божественные мудрецы, почитавшие Брахму, спросили его: О Господь, поведай нам тайное наставление. Он сказал: В прошлом святой Вьяса, [достигший] совершенства в [знании] Вед и аскезе, обратился, сложив в почтении ладони, к Шиве, [восседающим] со [своей] супругой.
2. Благословенный Ведавьяса сказал: О Бог богов, Великомудрый, посвятивший себя освобожде-нию [мира]!
3. Настало время, о Учитель мира, посвятить моего сына Шуку в ведические таинства и дать наставления о Брахмане .
4. Владыка сказал: Во время передачи Мною непосредственного [знания] Брахмана, [дарующего] вечное освобождение, [твой] сын сам [всё] постигнет.
5. Благословенный Ведавьяса сказал: Пусть же так и будет - во [время] церемонии упанаяны, когда Ты, по своей милости, даруешь моему сыну [знание] Брахмана,
6. Пусть мой сын незамедлительно станет всеведущим, о Великий Владыка, и, наделённый Твоей милостью, обретёт четыре вида освобождения!
7. Услышав сказанное Вьясой, Шива, возрадовавшись, воссел со своей супругой на божественный трон, дабы дать наставление в окружении божественных мудрецов.
8. Праведный Шука явился туда, преисполненный преданности, и, получив пранаву, обратился к Шиве.
9. Благословенный Шука сказал: Смилуйся, о Бог богов, Всеведущий и Исполненный Бытия, Сознания и Блаженства, Возлюбленный Умы, Владыка сущего, Океан сострадания!
10. Ты мне сообщил о Всевышнем Брахмане, сокрытом в звуке Ом.
11. Теперь я желаю услышать о сути мудрых изречений, таких как То Ты есть и других, и о [сопутствующих им] шести частях [ньясы]. О Вечноблагой, поведай мне эту тайну по милости своей!
12. Благой Вечный Шива сказал: Хорошо, хорошо, о великомудрый Шука, совершенный в знании! Ты спросил о том, о чём нужно было спросить о тайне, сокрытой в Ведах.
13. Она именуется тайной Упанишадой, имеющей шесть частей. Знанием её непосредственно достигается освобождение это несомненно.
14. Гуру не должен сообщать великие изречения [Вед] без шести частей, но лишь с ними.
15. Подобно тому, как Упанишады это голова четырёх Вед, так и эта тайная Упанишада голова Упанишад.
16. Для мудрого, который осознаёт Брахман, какой прок в паломничестве, мантрах и ведических ритуалах?
17. Как сто лет жизни обретаются посредством исследования смысла изречений [Вед], так и однократным повторением [этой Упанишады] вместе с [сопутствующими частями, такими как] винийога и дхьяна.
18. Ом. Этой великой мантры, великого изречения пророк Хамса, стихотворный размер авьякта-гаятри, божество Парамахамса. Её семя Хам , сила Сах , ключ Со хам . Метод повторение (джа-па) великого изречения ради милости Парамахамсы.
[Ньяса рук:]
(Шесть изречений, с которыми совершается ньяса:
Брахман это Истина, Знание и Бесконечность ;
Брахман это вечное Блаженство ;
Брахман исполнен вечного Блаженства ;
То, что есть полнота (т.ж. изобилие) ;
Тот, кто есть Владыка полноты (изобилия) ;
Брахман Единый и Единственный .)
(дигбандхана: Земля, воздух, небо, Ом так защищены стороны света ).
Медитация:
Того истинного Учителя я почитаю, [который] вечно [исполнен] блаженства и дарует высшее счастье, единственного, [который есть] воплощение [истинного] знания, превзошедшего двойственность, подобного небу, единого, вечного, незапятнанного, непоколебимого, [который] является свидетелем всех мыслей, превзошедшего мирское, свободного от [ограничения] тремя качествами [материи], о котором говорят [великие изречения Вед, такие как] То Ты есть и другие .
19. Вот четыре великих изречения. Итак,
Ом. Познание - Брахман ;
Ом. Я есть Брахман ;
Ом. То Ты есть ;
Ом. Этот Дух - Брахман .
20. Те, кто повторяют изречение о неразличии Тат Твам Аси - обретают освобождение в единении с Шивой.
21. Пророк великой мантры Тат - Парамахамса; её стихотворный размер авьякта-гаятри; божество Парамахамса. Её семя Хам , сила Сах , ключ Со хам . Метод повторение ради освобождения в единении [с Богом].
[Ньяса рук:]
[Ньяса тела:]
(В ньясе почитаются пять ликов Шивы: Садьёджата, Вамадева, Агхора, Татпуруша и Ишана)
(дигбандхана: Земля, воздух, небо, Ом так защищены стороны света ).
Медитация:
Медитирую на то великое сияние, которое есть знание, познаваемое и непостижимое, которое есть Истина, Знание, чистое, пробуждённое, свободное и нерушимое, образ Бытия, Сознания и Блаженства.
22. Пророк великой мантры Твам - Вишну, стихотворный размер гаятри, божество Высший Дух (Параматма). Её семя Аим , сила Клим , ключ Саух . Метод повторение (джапа) ради освобож-дения.
[Ньяса рук:]
[Ньяса тела:]
(В ньясе почитаются четыре аспекта Вишну (чатурвьюха): Васудева, Санкаршана, Прадьюмна и Анируддха)
bhUrbhuvassuvaromiti digbandhaH (дигбандхана: Земля, воздух, небо, Ом так защищены стороны света ).
Медитация:
Я почитаю принцип Твам , который именуется живой душой (джива); он оживотворяет все су-щества, он вездесущ и неделим, он использует ограниченное личностное сознание (читта) и эго (аханкара) как свои инструменты .
23. Пророк великой мантры Аси - Манас (ум), стихотворный размер гаятри, божество Ардханариш-вара. Её семя непроявленное и изначальное, сила Нрисимха, ключ Высший Дух (Параматма). Метод повторение (джапа) ради [реализации] единства живой души с Абсолютом.
[Ньяса рук:]
[Ньяса тела:
(В ньясе почитаются пять элементов (паньча-махабхута), каждый из них как дуада).
(дигбандхана: Земля, воздух, небо, Ом так защищены стороны света ).
Медитация:
Всегда медитирую на принцип Аси ( [ты] есть ), [так, что] ум пребывает в состоянии, описанном в изречении Живая душа [едина с] Брахманом , ради растворения в Единой Природе .
Вот [сообщены] великие изречения с их шестью частями.
24. Теперь, в соответствии с классификацией тайных наставлений, изречены будут стихи о смысле изречений.
25. Посредством чего человек видит, слышит, обоняет, выражает [идеи] в словах и отличает приятное от неприятного это праджняна (познание).
26. В Брахме, Индре и других богах, в людях, в лошадях и коровах [проявляется] единое Сознание, которое есть Брахман. Познание же имеет природу Брахмана.
27. Совершенный Высший Дух, пребывающий в этом теле и являющийся свидетелем разума, именуется Я .
28. Совершенный сам в себе Высший Дух обозначается словом Брахман ; о нём, Едином, сказано [Я] есть . Этим Брахманом я и являюсь.
29. Единая и Единственная Истина, лишённая имени и формы, которая существовала прежде творения и которая всегда сейчас, названа словом То.
30. Сущность, находящаяся за пределами тела и органов чувств, именована Ты (твам). Воспринимаемая в своём единстве, она есть (аси). Надлежит осознать её единство с Тем (тат).
31. [То, что] перед Сущностью, начиная от эго (аханкара) и кончая телом, [это существо,] самосияющее и непосредственно [воспринимающее], именуется словом этот (аям).
32. Природа всего воспринимаемого мира выражена в слове Брахман. Тот Брахман имеет форму самосияющего Духа .
33. [Шука сказал:] Я пребывал во сне, лишённый разума, [думая, что есть] я и моё , по причине незнания Сущности. Но я был пробуждён взошедшим вследствие сообщённых Учителем великих изречений солнцем истинной Природы
34. Есть два смысла (артха) сказанного выраженный (вачья) и характеризуемый (или тот, который есть цель сказанного; лакшья). Выраженный [смысл] слова Ты (твам) - [это составленное] из [пяти] элементов и органы чувств и действий; характеризуемый его смысл Он (са). Выраженный смысл слова То (тат) - это разум, [обретший] богоподобие; характеризуемый смысл Брахман, [образ] Бытия, Сознания и блаженного Счастья. Слово Есть (аси) означает их единство.
35. Ты (твам) и То (тат) обозначают следствие и причину; с другой стороны, они оба образ Бытия, Сознания и Блаженства. Оба эти слова превосходят пространство и время мире, так что Он (са) и Этот (аям) образуют единого человека.
36. Живая душа (джива) есть следствие, Владыка (ишвара) причина. Превосхождением их обоих достигается полное пробуждение (пурна-бодха).
37. Вначале слушание (шравана) Учителя, затем размышление (манана) над смыслом [его наставле-ний] и медитация (нидидхьясана) это способствует [достижению] полного пробуждения.
38. Изучение иных видов знания в любом случае преходяще, изучение же науки о Брахмане (брах-ма-видьи), несомненно, приводит к обретению [единства] с Брахманом.
39. Наставник должен передавать ученику великие изречения с их шестью частями, а не только одни изречения так сказано Брахмой.
40. Владыка сказал: О Шука, лучший из мудрецов, вот тебе передано тайное наставление.
41. Получив от Меня по просьбе твоего отца Вьясы, постигшего Брахман, наставление о Брахмане, ты, постоянно медитируя [на его смысл, достигнешь] освобождения при жизни и исполнишься Бытия, Сознания и Блаженства.
42. Звук (свара), возглашённый в начале Вед и пребывающий в их завершении; тот, кто превосхо-дит его, поглощённого материей, есть Великий Владыка .
43. Получив эти наставления от Шивы, [Шука] поднялся, поклонился Шиве с преданностью и оставил всё своё имущество.
44. И ушёл, будто плывя в океане Всевышнего Абсолюта.
45. Видя, что он уходит, мудрец Кришнадвайпаяна [Вьяса] последовал за ним и стал звать его, [пребывая в печали] из-за расставания. И тогда весь мир отозвался, подобно эху.
46. Услышав это, Вьяса, сын Сатьявати, исполнился вместе со [своим] сыном высшего блаженства.
47. Тот, кто по милости Учителя получает это тайное наставление, освобождается ото всех грехов и достигает непосредственного освобождения, [воистину] достигает непосредственного освобождения.
Такова Упанишада.