Тантра - это универсальная сакральная традиция, «Истинный вечный Закон», в равной степени дающий своим адептам как освобождение - Мукти, так и наслаждение - Бхукти. Тантра обладает развитой философией и широким спектром медитативных и ритуальных практик. В индуистской Тантре сохраняется непрерванная традиция почитания Богини-Матери (Шакти) наряду с почитанием Бога-Отца (Шивы). Сила, или активный аспект, присущий Богу, есть Шакти. Шакти - это воплощение сиы. Это поддержка огромной вселенной. Это высшая сила, с помощью которой поддерживается мир. Это вселенская Мать. Это Дурга, Кали, Чанди, Чамунди, Трипурасундари, Раджараджешвари. Нет различия между Богом и Его Шакти, как нет различия между огнём и его силой горения.
Свами Шивананда говорил о тантрическом учении так: «Тантра является спасителем мудрости. Это чудесная лодка, которая безопасно перевозит человека на другой берег бесстрашия, бессмертия, свободы и совершенства. Тантры - это не книги по колдовству или волшебству, магическим словам или мистическим формулам. Это превосходные священные писания. Все люди независимо от касты, вероучения или цвета кожи могут получить от них вдохновение и достичь духовной силы, мудрости и вечного блаженства. Это Садхана Шастры. Они показывают путь к освобождению, совершенству, свободе и вечному блаженству.»
Основные признаки Тантры срединного пути таковы:
1) Представление об абсолютном начале мира, которое выступает в двух аспектах: статичном мужском (Шива) и динамичном женском (Шакти);
2) равное почитание (в том числе храмовое) Шивы и Шакти во всех ее проявлениях (Парвати, Дурга, Кали, Лакшми, Сарасвати и др.), а также Ганеши и Сканды (Кумары);
3) Непрерывный процесс самопознания с целью реализации в себе качеств, как Шивы, так и Шакти, использование для этой цели различных тантрических и йогических техник;
4) принятие основных постулатов индуизма, главные из которых - бессмертие души, реинкарнация, Законы Кармы и Дхармы;
5) важность определения и налаживания контакта со своим Хранителем (Ишта-деватой), почитание, прежде всего, своего внутреннего гуру, а затем уже земного учителя;
6) преобладание интереса к развитию левого энергоканала (правого полушария мозга), как наименее развитого и востребованного в патриархально устроенном мире, раскрытие интуиции, так как «Бога нельзя познать иначе, чем с помощью интуиции»;
7) уход от мистификации и излишней ритуализации тантрических и йогических техник;
8) не бегство и отказ от мира, а трансформация его, соединение бхукти (наслаждения) с мукти (освобождением);
9) перевес практической составляющей над теоретической, тантризм – это прежде всего практика;
10) использование астрологии, нумерологии, аюрведы и других наук и практик для самопознания и обретения сиддхи (психических сверхспособностей).
11) использования энергии слова для выхода на более высокий уровень вибраций (мантра-йога);
12) освящение своего тела, ума и жизненного пространства, создание малой и большой (санкхья) духовной семьи.
Школа ШиваПарвата