Принято перечислять семь главных чакр.
Муладхара-Кундалини, помещающийся у основания спинного хребта
Свадхистхана Чакра в животе между основанием спинного хребта и пупка
Манипура Чакра, или солнечное сплетение
Анахата Чакра, или центр Чаши (также Серебрянный Лотос)
Вишуддхи Чакра, или центр гортани
Аджна Чакра, или третий глаз
Брахмарандра Чакра, или центр Колокола, в темени (или Сахасрара)
Но, конечно, в одном мозгу их гораздо больше. Редко, когда перечисляются центры оплечий, скул, легких, запястий, почек и т.д.
Всех чакр, или огней, 49. В Агни Йоге упомянута 21, ибо открытие и трансмутация 21 центра влекут за собою возгорание и остальных, ибо многие центры имеют двойные разветвления.
Для высокого духовного развития нужно не только открытие, но и трансмутация всех центров, ибо просто открытие одного или двух центров ведет лишь к низшему психизму и даже ко многим опасностям. Но вообще без участия Учителя невозможно правильное открытие центров. При этом я подразумеваю Высшего Учителя, или высшего Агни-Йога. Ибо лишь такой Учитель может знать истинное состояние нашего организма во всех его оболочках и может регулировать давление крови, столь опасное при открытии центров, не говоря уже при огненной трансмутации их. Потому в книгах Учения, прежде всего, устанавливается длительная подготовка организма, именно физическая и духовная профилактика. Совершенно необходимо очищение мышления и сердца, затем следует расширение сознания, утончение всех чувств и воспитание сердца, ибо сердце, как синтетический орган, может дать нам то духовное развитие, при котором может начаться не только открытие центров, но мы сможем обратить на себя внимание Высокого Учителя, который и примет нас под свое наблюдение и допустит даже до следующей ступени, до огненной трансмутации центров, если духовность наша позволит этот опаснейший опыт. Без наличия очищенной духовности мы можем проделать все существующие упражнения для раздражения нервных центров, но в лучшем случае достигнем лишь жалкого психизма или же разовьем медиумизм, если он был у нас в спящем состоянии, и, таким образом, легко можем стать добычею любого одержателя.
(Письма Е. Рерих, 12.04.1935, Т.3)
Центры не помешаются в железах, они находятся около и координируют работу желез.
(Письма Е. Рерих, 2.09.1937)
Все рисунки с лотосом над головою есть лишь метафоры, так же как и название центров лотосами. Число лепестков соответствует разветвлениям нервного центра. Все указанные размеры, цвета и числа лепестков лотосов относительны, нельзя забывать индивидуальность всех проявлений.
(Агни-Йога. "Братство")
Высшие Существа творят не Чашей, но психической энергией, мощь которой основана на возжжении огней сердца. Чаша есть источник творчества, психическая же энергия воплощает творческие идеи.
(Письма Е. Рерих, 2.09.1937)
Центр Анахата отвечает Серебряному Лотосу и помешается в сердце. ...Развитие сердца в нашу эру является наиглавнейшей задачей. Без развития сердца и кундалини не будет действовать со всею мощью. Именно огни сердца дают ощущение несказуемого блаженства. В эпоху сближения миров особенно усиливается центр сердца. Но возжечь огни сердца труднее, чем осуществить поднятие кундалини.
Центр Чаши помещается около сердца, среди нервных узлов. Чаша есть средоточие всех излучений. Это тот фокус, где преломляются и через который распространяются излучения зерна духа. Чаша образует треугольник между центром сердца и солнечным сплетением. Она помешается над солнечным сплетением на уровне сердца. Чаша принадлежит к тем нервным узлам, которые еще не исследованы. В древнейших Писаниях центр Чаши иногда назывался «Небесная Ось».
Чаша очень редко бывает переполнена. Чаша, как синтетический центр, хранит самые несказуемые накопления. Чаша бывает хранилищем всего любимого и драгоценного. Иногда многое собранное в Чаше на целые жизни остается закрытым. Но если в Чаше осталось понятие о Братстве, то оно будет звучать и радостью и тоскою во всех жизнях.
(Агни-Йога. "Братство")
Всякие руководства для открытия центров крайне вредны. Для естественного открытия они и не нужны, ибо оно приходит при чистоте жизни и самоотверженной отдаче себя на служение Общему Благу.
(Письма Е. Рерих, 31.07.1937)
Древнейшее изречение — «Макрокосм и Микрокосм — едины» до сих пор остается без должного к нему внимания. ...Центры человека отвечают центрам Космоса. Так наше солнечное сплетение отвечает деятельности Солнца. Функции сердца соответствуют Силе Всеначальной. Мокротная железа отвечает Луне. Шишковидная соответствует сокрытому Невидимому Солнцу в нашей Вселенной. Многие звезды соответствуют второстепенным гландам и многим плексусам в нашем организме. Сила Кундалини соответствует силе, сокрытой в ядре нашей Земли. Сила половая отвечает Космическому притяжению во всем Сущем. Сила сознания оявляется в космической огненной силе, уявленной на притяжении ее к другим элементам и в постепенном развертывании ее свойств с каждым новым притяжением и слиянием. Можно привести много других аналогий, но и приведенных уже достаточно, как канва, для развертывания мысли. Если бы люди могли осознать, что История человечества записана в звездных рунах! Великие Облики, вернее, Величайшие, связаны с Созвездиями и Солнцами, и история Их есть история этих Светил.
(Е.И.Рерих Огонь Неопаляющий)
Из беседы о центрах:
Центры человека поняты весьма относительно. Самые названия их менялись на разных языках в течение тысячелетий. Одни могут называть Чашу "Небесная Ось", но от этого не изменяется ее назначение. Другие говорят о воздействии Матери Мира (энергия кундалини называется среди индусов силою, или Шакти, Матери Мира), но Шакти уже в существе своем содержит великое значение всеначальной энергии. Кроме того, забывают о коллективном действии центров, которое всегда индивидуально. Конечно, также индивидуальна и трансмутация центров в тонком и огненном теле. Они сохраняют свою сущность во всех телах, но развитие их будет зависеть от прохождения в земном бытии. Мускулы, казалось бы, достаточно изучены, но функции их зависят от характера человека. Каждый член тела действует индивидуально. Походка зависит от психического состояния, и тем самым мускулы будут работать в своеобразном сочетании. Относительность суждения особенно ярко выражается в суждении о тонких энергиях. Невозможно установить одно число лепестков лотосов. Кроме того, каждый лепесток будет отличаться от другого. Не будем ограничивать многообразность строения мира. Самые неожиданные разрастания ткани и разветвления нервов дают неожиданное богатство организму. Каждое наблюдение ценно, но будем очень осторожны с обобщением. Именно познавание должно научить осторожности в выражении. Так же каждый неофит спешит прокричать услышанное им, не заботясь о последствиях. Но с познанием приходит и соизмеримость» .
Если Вы прочтете все доступные писания о центрах, то увидите, как разно говорится в них о наименованиях и о способностях, которые обнаруживаются в человеке при раскрытии того или иного центра.
Так солнечное сплетение часто отождествлялось с Кундали-чакра (не Муладхара), а Манипура-чакра – с Чашей, или «Небесной Осью».
В древнейшие времена центру Сарасхара приписывалось 666 лепестков, а не 960 или 1000.
Также центр гортани не находится в щитовидной железе, но около. Центры не помешаются в железах, они находятся около и координируют работу желез. Тончайших разветвлений центров множество, но не нужно думать, что центры требуют много места.
Свадхистана-центр помещается в тазовой области и, конечно, связан с половой функцией. При духовном восхождении этот центр подчиняется и контролируется центром солнечного сплетения.
Боли бывают очень велики и мучительны. Когда возгорается центр легких, то невозможно двинуться без невольного крика. Приходится сидеть, не меняя положения, причем и дыхание сильно затруднено. И, конечно, все эти явления повторяются. Также мучительны и тянущее чувство и горение в конечностях. Да и напряжение и шевеление в солнечном сплетении очень неприятны. Но при них очень помогают приемы соды. Почки тоже очень чувствительны. И напряжение в головных центрах, особенно в затылке, бывает мучительно. Конечно, с течением времени все болезненные ощущения постепенно становятся все слабее. Иногда немало времени требуется, чтобы открыть тот или иной центр. Но нужна и огненная трансмутация их, которая еще болезненнее и полна опасности.
... В заключение можно сказать, что все описания достижений высших способностей через открытие центров на бумаге и кажутся легкими, но на самом деле нет ничего более трудного. Проходит много жизней в постоянном, несломимом устремлении к расширению сознания и утончению восприятий, прежде чем начинается не частичное раскрытие того или иного центра, но работа их на всех семи кругах и планах. Все насильственные механические упражнения ни к чему не приведут. Ибо нужно не раздражение физическое или даже частичное раскрытие какого-либо одного центра, но огненная трансмутация всех центров, что достигается лишь при полном очищении мышления и возжжении огней сердца.
Потому счастлив тот, кто уже в прежних жизнях стремился по пути расширения сознания и очищения сердца.
(Письма Е. Рерих, 2.09.1937)