Снами управлять очень трудно. Ведь изменяя сны, мы меняем самих себя. А когда мы становимся другими — меняется наша судьба. Так что сумей мы поменять свои сновидения — мы бы сумели изменить нашу жизнь. Изменить к лучшему, сделать жизнь счастливей, радостней, а здоровье крепче... Однако заказывать сны себе на ночь, просить о счастливом сне никому не воспрещается. Спрашивается, что заказывать, какими должны быть наши сны, предвещающие счастье? Что мне должно присниться, чтобы сновидение обещало удачу, благополучие и радость? При помощи Сонника, используя его наоборот, легко составить и обрисовать пределы и просторы Счастливых Сновидений, описать, каким должен быть в них свет, кто нас должен встретить и что должно происходить вокруг в сновидении, предвещающем добро.
ГЕОГРАФИЯ СЧАСТЛИВОГО СНА
Лучше всего, если во сне светит Солнце, а небо ясное. Чем больше света, тем лучше. Даже если освещение страшит своим блеском — не надо пугаться. Совсем хорошо,- когда в таком невероятном сне раздается удар грома среди ясного неба. Вид должен простираться, куда ни посмотрят глаза — красивый. Красота в сновидении — всегда залог удачи наяву. Кому снятся красивые сны — не может страдать днем. Если ветерок дует во сне, то пусть он будет несильным, а сам воздух — прозрачным. Пусть перед глазами простирается море или океан, спокойный, с прозрачной, чистой водой. Пусть в отдалении располагаются красивые дворцы или замки, сады. Хорошо, если в зеленой траве струится чистый родник, либо бежит ручеек. Пусть в саду бьют фонтаны, дорожки будут песчаными. Пусть в одной стороне светит Солнце, а в другой горят яркие звезды. Облачка должны быть очень легкими. Хорошо, когда неподалеку стоит красивая церковь или монастырь.
Все цвета во сне должны быть яркими, в небе пусть сияют лучи света.
САМ СПЯЩИЙ
Самому спящему лучше всего легонько парить над землей. Можно гулять по саду или плавать в море. Хорошо со всех сторон быть окруженным чистой водой (но не на острове). Как выглядеть самому? Хорошо, если ты бородат, а у женщины — густые брови. Пусть смотрят на нас со стороны большие глаза без лиц, лучше если глаза красивые. Хорошо, когда голова у нас снята и, скажем, под мышкой. Зубы пусть будут чистые и белые. Пусть на спине у нас вырастет горб, а среди листвы и свежих веток впереди появится красивая женская грудь. Пальцы пусть будут точеными, а кожа на теле — очень гладкая, шелковистая.
Если мы одеты, то пусть одежда будет красивой, элегантной. Башмаки новыми, сверкающими, а на голове венок из цветов.
ЖИВЫЕ СУЩЕСТВА В СЧАСТЛИВЫХ СНАХ
Белые лошади, лев, слон, красивая толстая свинья, ласковая большая собака — вот существа, которые обещают хорошее. Пусть в отдалении пасется стадо. Пусть в Саду резвятся молоденькие девушки, а по дорожке навстречу проковыляет идиот. Пусть под бузинным кустом сидит и вяжет старушка, а сбоку пройдет монах. В красивом дворце пусть церемонно встретят нас царь с царицей.
В небе высоко в счастливом сне должны парить красивые птицы. Всяких ползающих, земноводных не должно быть в счастливом сновидении. Да и насекомых лучше чтоб не было, разве что муравьи да пчелы, и паучок вьет яркую изящную паутинку, блестящую на солнышке.
Над землей пусть летают ангелы, а вдали движется дракон. Пусть Богоматерь глянет благословенно в наши спящие очи, и спящий горячо помолится. Беззвучно промчит рыцарь в блестящих латах, из чистой воды появится русалка, а из-за поворота садовой дорожки выпорхнет легкая фея со стрекозьими крыльями... Пусть мать и отец нам покажут путь во сне.
ПРЕДМЕТЫ
Хорошо, когда дорожки во сне усыпаны драгоценными каменьями, а в нишах на стенах или ветвях висят иконы. На обочине песчаной дорожки корзина с душистым свежим хлебом, а в траве горят светляки. Сундуки полны всего, а возле икон ярко горят свечи. Хорошо, когда в руках окажется большой красивый ключ, а возле ствола дерева старинный прислонится меч. Пусть столы ломятся от всевозможных яств, а в бутылках полно вина. Однако сам не ешь и бутылки не откупоривай. Замечательно, если встретятся такие знаки, как квадрат, круг или спираль. Сулит добро большой гвоздь, когда спящий вбивает его в стену, над которой развевается знамя. Вообще говоря, в счастливом сновидении предметов мало, ибо предметы — суть указатели пути, знаки всяких мелких и крупных зол. А какое зло в счастливом сне?
РАСТЕНИЯ
Березы, елка, в особенности рождественская, хлеб, который колосится в поле, зеленые свежие огурцы, фрукты, плоды на красивых блюдах, и еще цветы, если их не слишком много, красивые цветы. Листочки яркие, молоденькие, просторный лес или парк с красивыми деревьями...
ДЕЙСТВИЕ В СЧАСТЛИВОМ СНЕ
Во всем описанном благополучии лучше всего ничего не делать, а просто находиться, либо плыть легко над землей. Можно ехать на санях, если снег белый, чистый. Можно плыть на корабле или глядеть, как он плывет.
Самому можно пить очень чистую воду. Хорошо поплакать от души. Сметать в кучи мусор, сажать что-нибудь в землю или считать предметы. Хорошо уезжать куда-нибудь или получить совет от других. Хорошо, когда прямо к спящему упадет звезда. К удаче быть повешенным высоко над землей либо лишиться головы. Хорошо быть бедным или бродягой во сне. Хорошо быть на дне рождения своем или чужом. Просить во сне милостыню, подарок и получить. Иль услышать приговор в суде. Замечательно, если сны очень ясные, отчетливые.
ЧУВСТВА - ОЩУЩЕНИЯ
Пусть в счастливом сне играет ласковая музыка и разносятся нежные ароматы. Пусть в резную дверь отчетливо кто-то постучит, если же мы дотрагиваемся до чего-либо во сне, то пусть будет ощущение гладкости, шелковистости и тепла. Хорошо еще чувствовать стыд во сне и быть счастливым. Видеть много следов.
Лучше всего — самому любить. Чем сильней полюбишь во сне — тем больше будет награда наяву.
Таковы вкратце счастливые сновидения. Пусть читатель выберет себе по душе видение и помечтает о нем перед тем, как заснуть. Закажет себе счастливый сон. Глядишь и приснится, а приснится — может и сбудется. Во всяком случае, настроение точно улучшится после Счастливого Сна, и здоровье потеснит болезнь. Мы видим, что многое в счастливом сновидении нас порадовало бы и наяву. Народные лубки так и расписаны, будто по соннику: краски яркие, солнышко красное светит, дворцы, каменья, узорчатость. Другое дело, что лебеди, да еще в озере — к разлуке. Однако тут нам замысел не ведом. Может, грусть и была целью мастера, того, кто первый стал рисовать лебедей в пруду на лубках.
ФАБРИКА СНОВИДЕНИЙ
Придумать самому сновидение, предвещающее счастье, нетрудно. Так одна женщина, которая много лет страдала астматическим кашлем, попробовала выздороветь, заказав себе сон На Выздоровление в виде тихо струящихся ручейков светлой водицы... И этот сон ей приснился, и случилось чудо (мне позвонили в тот же день, откуда и открылась эта история) — впервые за 5 лет она не кашляла с утра!
Но как было бы хорошо заснять сновидение на кинопленку и показать зрителям. Используя Сонник в качестве метафорического словаря, можно впрямую создавать, скажем, только счастливые видения на экране. Используя логику снотолкования, можно создавать на экране видеоряды с самым разным снотворческим внутренним смыслом, возвратив кино тем самым его первичный замысел Фабрики Снов. Так называли кино в самом начале его существования. В этом новом метафорическом кинематографе зритель будет встречаться не со знакомыми лицами известных актеров, не с привычными образами сегодняшнего дня, а с вечными персонажами своих жизненных снов, с вечными сюжетами своего человеческого бытия. В таком кино пропадает актер, его заменяют живые маски, типические роли добрых и злых сил, как некогда это было в древнегреческой драме. Такие фильмы будут отпечатываться в душе зрителя надолго, всякий раз вызывая в нас чувства, какие будит яркий сон. Сценарий такой кинокартины зашифровывает наши пожелания в виде образов вещих сновидений. Сонник служит словарем, который снабжает обычное действие присутствием сна. Сила воздействия такого кино — невероятна, ибо оно действует своей снотворческой частью напрямую, на душу кинозрителя. В сущности, если разобраться, то в лучших творениях кинематографа как раз и использованы эти сонные окраски и повороты, буквальность метафоры, знаки и образы сновидений. Вспомните "Земляничную поляну" Бергмана. Удачные, коммерческие в том числе, западные фильмы последних лет, хотя и неосознанно, созданы именно по принципу сна или сказки. "Война звезд", "Терминатор", "Ешь Богатых", "Дюна". Ибо хорошая народная сказка — это наш коллективный сон, коллективная мечта о счастье, справедливости, радости. В таком новом метафорическом кино особенно важным становится написание сценария, в котором сюжет обычного жизненного действия на языке яви и сюжет на языке сна — оказываются созвучными, не противоречат один другому.
Идея, подобной сценарно-режиссерской технологии, основана на том простом соображении, что сон и явь — всегда взаимоприсутственны. Как в сновидении мы видим реальные предметы, людей, животных, свет, краски, слышим музыку и совершаем вполне дневные действия. Так и наяву, во всем, что нас окружает, в предметах, фигурах, действии и звуках — присутствует Сонная Явь. А точнее — присутствует Снотолковательный Смысл. В предисловии к главе "Спящий" в Соннике, я писал про рассказ Гоголя "Нос". Думаю, что Гоголь прекрасно был знаком со старорусскими сонниками. Его рассказ в свете моего предположения становится совершенно очевидным для нас в смысле той жути, которую, на самом деле, вызывает при всем смехе или смешке. А положение чудовищное. Остаться без носа во сне — это к смерти наяву, поэтому майор Ковалев проснуться не может, пока не найдет нос. Для него это жизни и смерти подобно, потому что он должен поставить нос на место, потому что это сон, предвещающий смерть. Вся логика поведения и повороты становятся объяснимыми, бесконечно точными, но с точки зрения снотолковательной.
Всякий предмет, вид, пейзаж, деталь, фигура и действие помимо очевидного, по замыслу яви, обладают этим Снотолковательным Смыслом, как бы сопутствующим невидимым призраком, который однако нами ощущается и напрямую воздействует на нас. Напрямую, минуя сознание. Первичная идея новой сценарной технологии и заключается в проверке и редактуре сценария с целью привести в соответствие это воздействие сонного смысла с тем, что происходит на экране.
Приведу примеры. В известном фильме "Батман-1" ("Человек — Летучая Мышь") есть такая сцена. Злодей заманивает героиню на колокольню и пока наш герой лезет вверх по ступенькам, чтобы спасти ее, злодей... предлагает ей станцевать вальс! Гениальный ход, потому что приглашение на вальс, по соннику,— это предложение руки и сердца... Вот почему она бездействует и ждет, чем кончится поединок Героя и Злодея чуть позже, ибо тот и другой ей сделали предложение... В известном фильме Тарковского "Солярис", после длительной сцены присутствия уха героя на экране, крупным планом, должны последовать невероятные вести, известия... Этого не происходит, герой возвращается в домик, и там ему ничего не сообщают, и... сцена вся провисает, вызывает недоумение у зрителя (зачем ухо, почему?).
Последуй неожиданное известие вслед за сценой уха, такого недоумения не было бы.
То, что я предлагаю, не изменяя ничего по существу ни в сюжетном, ни в характерном смысле, придает повествованию и соответствующему видеоряду как бы дополнительное измерение, нагружая всякий предмет, образ, пейзаж, звук и действие дополнительным сновиденчес-ким содержанием. Скажем, улица на экране теперь становится не просто улицей, а она должна быть либо совсем пустой улицей, либо переполненной народом или транспортом... Если же на улице виднеется несколько фигур или экипажей, они должны быть сообразно отмечены действием. Ибо в сновиденческом смысле не может быть просто улицы со случайными людьми и машинами...
То же самое относится и к звукам: звуки в сновидении несут исключительную нагрузку, и это их значение в снах я предлагаю учитывать, нагружая и разгружая всякую сцену звуково, в соответствии со значением звуков по Соннику..
Эпизодические фигуры также становятся исключительно важными, как бы подчеркнутыми. Скажем, не может быть у водителя машины, в которой едет герой, "просто" лица: лица либо вообще не должно быть (то есть зритель не видит его), либо это лицо должно быть нагружено (сюжетно) сообразным смыслом, которым обладает такая фигура в сновидении...
Подобное оттеночное приписывание изобразительных смыслов не меняет ни сюжета пьесы (картины), ни главной характеристики героев, хотя и придает им как бы исключительную, дополнительную резкость и глубину.
В сущности, лучшие мастера кинематографа всегда и пользовались подобным окрашивающим приемом (я упоминал об этом), но делали это интуитивно, творческим усилием. Я предлагаю делать сие — формально, технически, тем самым как бы снабжая сценарную запись отделкой, оторочкой технологической линии "фабрики сновидений", так когда-то называли кинематограф в начале его сотворения.
Успешность подобной "отделки", разумеется, может быть полностью установлена лишь через зрительское восприятие и соответствующее коммерческое достижение. Однако можно и наперед предположить, что такая дополнительная оторочка, это добавочное измерение лишь привнесут магию сна в действие на экране, ненавязчивым и почти незаметным простому глазу образом. Лучшие (технически и коммерчески) образцы современного западного кино, в основе своей и построены по схожей схеме. Это фильмы вроде Батмана, Дика Трейси, Бразиль и многие другие последних лет, упомянутые мною выше. Во многих видеоклипах это сонное заимствование — очевидно. Используется либо сказка-комикс, которая в основе своей всегда обладает сновиденческим присутствием, либо видеоряд буквально формуется с использованием элементов сновидений: стилизация фигур, пейзажа, логика переключений действия, использование легко узнаваемых масок и тому подобное, что характерно для сновидений. Моя идея заключается в том, чтобы подобное окрашивание сделать легко исполнимым на "фабрике сновидений".
Изложим несколько самых простых приемов этой новой снотвор-ческой технологии.
1. Съемка желательна бестеневая; тень (тени) появляются лишь как отдельный образ, обладающий точным смыслом. На натуре — это высокая плотная белая облачность, а в павильоне — рассеянный, отовсюду льющий свет.
2. Движение или действие в миг важный, усиленный, напряженный, сообразно и пропорционально, должно быть замедленно. Так, в момент настоящей опасности, наше время растягивается, и мы видим и отсчитываем миги. Этим приемом, уловив его интуитивно, давно пользуются в кино, в особенности там, где надо передать скорость бегущего, либо его силу (например, серия "Человек стоимостью в 6 миллионов" и многие современные боевики, где во время беды, жути или погибели замедленность стала догмой).
3. В любом пейзаже, либо панораме, лучше, если выделена лишь одна часть: улица, дом, лужа, канава, берег, вода... Все прочие детали должны быть частично или полностью смазаны.
4. Предмет должен высовываться (если он важен) исключительно крупно, прямо выставляться нам в глаза. Желательно избегать наплывов, если нет в сюжете стремительного развития. Смена изображения рекомендуется через проступание одного изображения сквозь другое, а не прямой сменой кадров.
5. Фигуры лучше всего стилизовать и утрировать, в особенности, если они нагружены лишь одной очевидной характерностью, скажем, злодей, красавица, гробовщик, рыцарь, ребенок, соглядатай... Подобная стилизация, масочность, широко стала использоваться в самых последних фильмах, вроде Батмана или Дика Трейси... Однако, как в древнем театре Греции, подобная масочность отнюдь не умаляет таланта актера. Заметим, что театр древней Греции был театром масок. Упраздняется лишь характерный актер, легкоузнаваемый зрителем вне зависимости от исполняемой роли.
6. Действие обязательно должно быть связано со словами, с произносимыми диалогами, отдельными фразами, восклицаниями... Например, если слышно: "Стой",— все должно остановиться или сильно замедлиться. Такая буквально овеществленная метафорическая нагру-женность не может быть чрезмерной, но в том случае, когда на экране много слов, они должны быть как бы отслоены от изображения, быть отдельно, на фоне изображения, как бы вязнуть в нем, ведь долгие разговоры — это особый знак в сновидениях.
7. Яркость цветов, тонов изображения, сами цвета надо варьировать сообразно настроению действия и героев. То же относится и к освещению. Здесь я советую либо полное совпадение толка освещения и происходящего, либо противоречие, по смыслу поговорки, мол, нет худа без добра.
8. Для масочных фигур действие желательно сообразно и точно стилизовать; действие не может выглядеть двусмысленным и синкретичным (составным) по сюжету или эмоции. Разве что все повествование основано нарочито на нужде вызвать, скажем, сочувствие к злодею или уроду, или нужде очернить красавца и богатыря. Можно вводить нарочитую несообразность отклика и там, где надо подчеркнуть атмосферу таинственного или странного. Несообразность с точки зрения обыденности становится вполне естественным поведением персонажей в наших сновидениях. Например, во сне объятие может преобразить чудовище, а на вопрос: "Как тебя зовут?", фигура не ответит или ответит вроде: "Меня не зовут, я сам прихожу"...
9. Весь быт: еда, питье, одевание-раздевание, части тела...— обязательно надо нагрузить сонным смыслом либо выбросить из картины. То же относится и к интимным сценам.
Любопытно в свете предлагаемых принципов проанализировать "крутые" порнофильмы. Дело в том, что несмотря на, казалось бы, столь "соленую" тему, как наши интимные, сексуальные дела, тему выраженную куда более чем откровенно на экране, во всех подробностях и деталях, с красивыми женщинами и разными частями из телесной оболочки — вся сия продукция обладает ограниченным спросом. После просмотра какого-то количества этих фильмов обыкновенный, не психопатический, человек начинает скучать... Порнофильмы никогда не собирали такого количества зрителей и денег, как, скажем "Война Звезд", где вообще нет никакой интимной части (секса), или Батман, Дик Трейси и тому подобные невероятно кассовые фильмы, где, повторяюсь, и в помине нет секса, как такового.
Помимо прочих причин, если взглянуть на порнофильм со снотолковательной точки зрения - многое в неуспехе проясняется. Дело в том, что во сне, совокупление — это к неприятностям в делах, к задержкам, проволочкам и болезни, если, скажем, жена видит во сне, как ее ласкает муж... Ущерб порнофильма заключен прежде всего в его сюжетном построении. После любой постельной сцены наши герои должны увольняться с работы, терять деньги на бирже, их письма или какие-то дела должны откладываться, задерживаться и тому подобное... Они должны сразу окунаться в пучину неприятностей, в том числе и болезней. Тогда каждая следующая интимная сцена будет логичной (в снотолковательном смысле) компенсацией за жизненный ущерб, с одной стороны, а с другой — зритель с любопытством (по крайней мере) будет ожидать продолжения фильма в надежде на очередные беды героев...
Цветков Е.П. Счастливые сны. Толкование и заказ. — М.: Континент-Пресс, 1997. — 352 с.