[img]
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение][/img]
Возможно, наиболее заметную разницу между современным образом мысли и представлениями древних германцев, бытовавшими в период, когда и формировались основные представления о работе с рунами, составляет понятие времени и отношения с ним человека.
Современная западная культура вобрала в себя греко-римскую тройственную концепцию времени, состоящую из «прошлого» (то, что было до определенного момента), «настоящего» (то, что есть сейчас), и «будущего» (то, что будет после). Эти категории можно легко связать с тремя Норнами - Урд (Urdhr), Верданди (Verdhandi) и Скульд (Skuld), что не вполне правильно.
Германцы воспринимали время как двух-, а не трехчастное: время подразделяется на «то-что-[уже]-есть» (понятие, в которое включается все, что когда-либо произошло, причем не в линейное последовательности, а в единстве взаимосвязанных слоев) и «то-что-становится » (настоящее время, активно меняющееся по мере своего роста на почве моделей, заданных «тем-что-[уже]-есть»).
Для тевтонского сознания все, что было до сих пор, является непосредственно существующим и живым; существует только настоящее, как некая огромная масса всего того, что есть, и будущее – лишь в качестве модели, которая, в свою очередь, обретет воплощение.
Тевтонская концепция бытия и времени наиболее полно отражена в одном из самых древних общегерманских символов - вечнозеленом дереве с источником у его подножья.
Более всего известное нам как скандинавский Иггдрасиль , оно подробно описывается в Эддах:
Ясень я знаю
по имени Иггдрасиль,
древо, омытое
влагою мутной;
росы с него
на долы нисходят;
над источником Урд
зеленеет он вечно.
Мудрые девы
оттуда возникли,
три из ключа
под древом высоким;
Урд имя первой,
вторая Верданди, —
резали руны, —
Скульд имя третьей;
судьбы судили,
жизнь выбирали
детям людей,
жребий готовят.
(Прорицание вёльвы , Перевод В. Тихомирова)
Древо поддерживает эти Девять Миров; оно - постоянно растущее проявление и "того, что есть", и "того, что будет"; и если колодец воплощает категорию «времени», то дерево – категорию «пространства».
Иггдрасиль представляет тело Имира, совокупность формы и пространства; колодец же и воды, циркулирующие по дереву и питающие его, аналогичны началу всех вещей, корове Аудумле (Audhumbla).
Трех дев зовут Норны, и их имена обозначают "то-что-есть" (Урд), "то-что-становится" (Верданди) и "то-что-может-случиться" (Скульд).Урд самая великая из них , две другие лишь расширяют ее власть.
Ее имя родственно англо-саксонскому слову «Вирд» ( Wyrd) ,или современному английскому «weird», корень которых обозначает "поворот" и из которого выводятся несколько германских глаголов, обозначающих "становиться" . Слово «Вирд» переводится как "судьба", но его основная концепции в корне отличается от греко-римской идеи судьбы.
В Младшей Эдде, Иггдрасиль описывается как имеющий три корня с колодцем подле каждого из них:
«Три корня поддерживают дерево, и далеко расходятся эти корни. Один корень – у асов, другой – у инеистых великанов, там, где прежде была Мировая Бездна. Третий же тянется к Нифльхейму, и под этим корнем-поток Кипящий Котел, и снизу подгрызает этот корень дракон Нидхёгг. А под тем корнем, что протянулся к инеистым великанам, – источник Мимира, в котором сокрыты знание и мудрость. Мимиром зовут владетеля этого источника» [2]
(Младшая Эдда, пер. О. А. Смирницкой )
Баушац (Bauschatz) в своей книге «Источник и Древо» предполагает, что имеет место избыточная специализация: на самом деле каждый из трех источников — это лишь один из уровней единого Источника Урд, или Вирда.
Название Хвергельмир означает «кипящий котел» ; очевидно, что это связано со сдерживанием первичных рек (лагуз - laguz), вытекающих из Нифльхейма, чьи имена надлежащим свидетельствуют об их бурлящем, активном характере.
Это - источник силы, рвущихся на поверхность вод, активная природа которых обозначается термином «brunnr», или «burne», который обычно применяется к колодцу, который наполняет более свежая, ключевая вода, в отличии от стоячей воды обычного колодца.[3] Этот термин подразумевает одновременно и силу, и удержание в определенных границах, благодаря чему события становления могут накапливаться и мир бытия продолжает постоянно расти.
Сотворение мира из хаоса символически представлено как заключение бурлящих вод в стены колодца и ограничение первозданной силы Аудумблы, вовлекающее эту силу в процесс сохранения и упорядоченного развития мира. Хвергельмир ассоциируется с драконом Нидхёггом , который на одном уровне олицетворяет яд распада, сосуществующий с закваской жизни в первозданных водах, а на другом — сокровенную тайну как неотъемлемую часть самой концепции источника Вирда.
Другой уровень Колодца Урд, - это колодец Мимира , чье имя означает "память". Мимир описывается как «мудрейший из рода этинов» , который обрел свою мудрость, выпивая каждый день из этого колодца, иными словами, путем постоянного поглощения всего единства времен вечнорастущего мира.. Важно при этом отметить, что Мимир – этин, и расположение его источника связано с Йотунхеймом, обителью подсознательных сил, что обуславливает природу этого уровня: первобытные силы, вырывающиеся из Хвергельмира, проходят здесь, как через фильтр, сквозь понимание всех вещей, которые есть в мире, начиная с момента первого союза огня и льда.
Именно на этом уровне Источника можно обнаружить и постичь взаимосвязанные слои «того-что-[уже]-есть»; читатель, знакомый с общей теорией оккультизма, усмотрит здесь сходство с понятием Летописей Акаши. В колодце Мимира пребывает все, что когда-либо случилось, — все события и модели, составляющие мир во всей его совокупности («ver-öld»). Именно к этому уровню Источника следует обращаться тем, кто желает пробудить в себе родовую память, — как это описано в «Ритуале Мимира» (См. часть V: Приложения)..
Собственно Источник Урд, или «высший» уровень, влияющий на проявленный мир наиболее непосредственно, — это уровень, на котором «то-что-[уже]-есть» продолжает формировать «то-что-становится». Норны орошают древо Иггдрасиль водой и грязью из этого Источника, питая его и исцеляя его раны. В сущности, они «lögleggja» — «устанавливают законы» , или, в буквальном смысле, «укладывают слои», те самые слои, из которых формируется сама структура мироздания.
Кроме того, норны «orlög seggja» — «изрекают основной закон/слой»; иными словами, им дана власть определять, какой из слоев происходящего в рамках «того-что-будет» окажет самое сильное влияние на процесс становления. Процесс становления — это процесс наращивания; паттерны слоев, оставшихся внизу, предопределяют и паттерны, по которым сформируются слои, закладывающиеся в настоящем, и те новые паттерны, которые, в свою очередь, будут заложены этими новыми слоями.
Течение вод, их путь определяет модели уже сформированные и выбранные Норнами, поднимающиеся из глубины вверх через корни Иггдрасиля, глубоко погруженные в "то-что-есть" , предназначенные для роста отдельных частей Мирового древа, находящиеся в сфере его проявленных миров, - а затем стекающих обратно с его листьев в Колодец (этот цикл описывается руной Уруз (Uruz), добавив еще один слой в мир и обеспечивая развитие модели, в которой проявится новый цикл.
Тевтонская мысль приходит, по существу, к пониманию континуума бытия, как органической и интерактивной структуры, каждая часть которой развивается в зависимости от других.
Баушатц считает, что лишь те действия, которые непосредственно берут начало в направленных потоках вод Колодца, имеют по-настоящему важное значение в формировании поворотов Урда [5], но более уместным будет предположить, что, поскольку Источник Урд включает в себя все сущее, то и различие заключается лишь в уровне Источника, на котором осуществляются различные виды деятельности.
В данном контексте очевидно, что самые масштабные процессы, предопределенные Источником Урд, возвращаются обратно в Урд, чтобы затем, в свою очередь, предопределять последующие масштабные события.
Менее значимые события также формируются под влиянием Урда, но не влияют на него, за исключением отдельных случаев, так как они лишь модели, возникающие в результате действий Урда, пути, которые находятся в колодец Мимира, где они и включаются в структуру мира.
И, наконец, те события, которые не вытекают непосредственно из Урда, ниспровергаются в Хвергельмир (откуда они снова будут стремиться вверх, согласно установленному порядку), "откуда берут свое начало все воды" [6]
Индивидуальный вирд – это паттерн, который формируют деяния предков и ваши предыдущие поступки. Он ни в коей мере не является чем-то предопределенным, напротив - своими действиями вы можете сознательно изменять ваш вирд.
Этот процесс активного формирования Вирда связан, помимо прочего, с вырезанием и окрашиванием рун, которое, по сути, осуществляется прямо в Источнике Урд, пребывая в котором руны оказывают непосредственное влияние на происходящее в мирах Иггдрасиля. Из-за всеобъемлющий природы Мимира, то, что было написано, уже никогда не может быть ненаписанным – Вирд неизбежен; но он может быть переписан. Это особенно хорошо видно в истории о Старкаде (Starkadhr), когда Один и Тор поочередно определяют его судьбу, причем первый желает ему добра, а второй – горя. Один предрекает, что герой всегда будет победителем в битве – Тор на это отвечает, что он всегда будет получать тяжелые раны; Один наделяет своего подопечного поэтическим даром - Тор делает так, что Старкад не запомнит ничего из сочиненного им; Один дарует три жизни – Тор предрекает, что в конце каждой из них Старкад совершит злодеяние; помимо этого, Тор делает Старкада последнем в роду.
Именно в этом и состоит сила рун: с их помощью можно писать Вирд и, в случае нужды (nauthiz), переписывать его по-иному. Поэтому по каждому вопросу лучше обращаться к рунам несколько раз, чтобы не записать ими свою судьбу непоправимо.
Вы должны прочитать руны, прежде чем что-либо предпринять, чтобы увидеть то, что может произойти, если вы будете бездействовать, еще раз, если вы планируете что-либо совершить, и в третий раз после того, как работа была сделана, чтобы увидеть, что получилось в итоге.