Данный краткий очерк позволит неофитам разобраться и навести порядок в голове относительно звуковых форм магии. Не только в тантре, но и в любых других направлениях через принципы сходности и типичности инструментов для всех культур - и магия здесь не исключение.
"Топор, он и в Африке топор..."
Мантра - формульный текст состоящий из одного слога (буквы) до нескольких связанных слов или фраз, обладающий способностью преобразовывать реальность - психическую, эмоциональную, физическую.
Корень «ман» означает «полагать, мыслить», мнить», суффикс «тра» - «инструмент, приспособление». То есть буквально - «способ воплотить то, что задумано, что имеется на уме».
Языком мантр является преимущественно санскрит (часто отличающийся от нормативного или искаженный), также существуют мантры на брахми, на пали, на апабхрамша, а также на тибетском, китайском и других языках.
Мантры часто не имеет конкретного значения или однозначной семантики. Это могут быть слоги, обозначающие буквы алфавита деванагари, брахми или являющиеся восклицаниями и междометиями.
Существует множество направлений мантр, например:
Мантра-яна: путь, колесница мантр; синоним ряда направлений в составе тантрических традиций, например ваджраяны в буддизме.
Мантра-видья: учение, наука мантр.
Мантра-шастра: руководства по мантрам.
Мантра-йога: один из разделов практик йоги.
Мантры могут обладать одним или несколькими классифицирующими аспектами:
Звук - музыкальность звука, частота колебаний, вибрация.
Слово - выражается в слоге, составном слове или более длинном тексте.
Цвет - имеет особый цвет или нет.
Символ - внешний облик мантры, может использоваться в диаграммах, орнаменте, рисунках, янтрах, талисманах, визуализациях энергетических конструктов.
Тело - произнесение мантры может требовать определенного положения тела в пространстве (асана) и определенных символических жестов рук (мудра), двигательных действиях (в определенном ритме и темпе).
Боги - мантры ассоциируются с определенным богом или несколькими божествами, произнесение мантры способствует проявлению их сущности и силы.
По происхождению Мантры могут делится на:
Пранава мантра - Аоум, состоящая из 4 звуков - этот священный слог считается истоком всех остальных мантр.
Мантрой может быть, как просто имя Бога, так и производной от него или быть кратким содержанием доктрин.
Например очищающая препятствия и преобразующиая Мантра происходящая из упанишад - павамана мантра Брихадараньяка упанишады:
Асато Ма Сат Гамая
Тамасо Ма Джьетир Гамая
Мритьйор Ма Амритам Гамая
Аоум Шанти Шанти Шантихи.
«Из небытия в бытие дай мне двигаться,
Из тьмы в свет дай мне двигаться,
Из смерти в бессмертие дай мне двигаться
Аоум мир, баланс, покой.»
Мантры могут быть получены в результате откровения от Богов или в результате медитации.
Особняком стоят древние восклицания, звукоподражательные слова (например, пхат - треск костра) или короткие слова-формулы, восклицания, произносимые в ходе обрядов (свасти, свадха, сваха, вашат),
Мантрами также считаются - шабад, слова Гуру, аватара или пророка из духовных текстов:
Так есть категории Мантр, выпахтанных (словно творог из молока) творцом Праджапати из 3 Вед - Ригведы, Яджурведы и Самаведы. Это мантры типа рик (риг, рич), саман, яджус, нигада.
Например:
Оджах сахах саха оджах.
Бхур бхувах свах.
Вьяхрити.
Сатья мантры - из текстов Ригведы нацеленные на обретение истины.
Махакарика мантры - высказывания из упанишад
Матрика мантры - «материнские» - 50 букв и их слогов алфавита деванагари, которые понимаются как источник мудрости. Каждый слог связывается с определенной частью тела, на которые адепт при произнесении кладет ладонь.
По способу действия выделяют:
Кавача мантры - облачение в доспехи, защищающие адепта от нападений.
Астра мантры - вооруженные, нацеленные, посылающие оружие в противника.
Видьют мантры - светящиеся вспыхивающие и уничтожающие зло.
Есть мантры и призывающие зло, приворотные, и одурманивающие: истамбхан, вашикаран, акаршан, маран и т.д.
Мантры могут делится также:
на мужские и женские,
лунные, солнечные и планетарные, успокаивающие и пробуждающие.
По особенностям передачи Мантры делят на две категории:
Те, которые передаются только лично - от учителя к ученику.
И общеизвестные, составляющие общекультурное наследие.
Выделяют биджакшара, или биджа мантры - «семенные» мантры, моносиллабические, обычно заканчивающиеся анусварой - «м» носовым, которй обладает силой материализации.
Дхарани мантры - («держащие») - более длинные и нацеленые на концентрацию внимания в ходе медитации.
Разделяют Мантры и исходя из числа содержащихся в них слогов:
Панчакшара мантры из 5 слогов
Аоум Намах Шивайя.
Шадакшара мантры из 6 слогов,
Оум мани падме хум,
Двадашакшара мантры из 12 слогов,
Оум намо бхагавате васудевайя
Число слогов и звуков является также выражением силы стоящей за мантрой.
По манере произнесения различают:
Кантика мантры - произносимые голосом, артикулируемые.
Вачика или анирукта мантры - отчетливо проговариваемые во время ритуала.
Бхрамара мантры - бормотание, во время многократных повторений.
Джанантика мантры - очень тихое произношение шепотом.
Карника мантры - те, которые шепчут прямо в ухо.
Джапа мантры - многократно произносимые (5, 10, 28, 108, 1008 и т.д. раз), число их произнесения отсчитывается с помощью четок.
Аджапа мантры - не произносимые вслух.
Упамшу мантры - безмолвные молитвы.
Манаса мантры - ментальные, те, на которые медитируют и обретают из пространства акаши во время транса.
Существуют правила, предписания и запреты для использования мантр по уровню посвящения:
Время, место, намерение, ориентация тела по сторонам света, состояние самого адепта, точность рецитации.
Произнесенная в неподобающее время, неподготовленным человеком, с неверными намерениями мантра - приводит к трагическим последствиям.
Произнесение Мантр нацелено на определенный результат:
обретение желаемого,
получение сверхъестественных способностей (сиддх),
вхождение в мистический транс, просветление.
Мантры могут использоваться как заклинание или заговор:
для нахождения потерянного,
для исцеления,
для привлечения удачи; для защиты,
для искупления кармы,
для того, чтобы отогнать злых духов,
как молитва - призыв к духам, богам или собственной воле адепта,
как высказывание;
как инструмент способный совершить магические действия:
очищать, избавлять от загрязнения, осквернения, соединять адепта и высшую реальность,
трансформировать адепта и его личность, наделяя его мудростью, бессмертием, постижением шуньяты-пустоты в буддизме, или вести к мокше освобождению от череды рождений и смертей и т.д. и т.п.