Мантра играет исключительно важную роль во всей тантрической практике. Мантра - это звук или энергетическая вибрация, концентрируясь на которой достигают спасения144, Обычно слово мантра переводится как "очищающая ум или сознание", так как "ман" означает ум или сознание (манас), а "тра" - очищать. Другое значение этого слова, приводимое в некоторых Тантрах, связано с переводом слога "ман" как знание и слога "тра" как "то, что спасает". Так утверждается: "Мантра так названа потому, что она спасает того, кто достиг совершенства (сиддхи) (в ее повторении) от пут перерождений через знание (манана) вселенной"145.
Мантра - это Абсолют, проявленный в звуке. Она - сама Шакти, единая с Шивой, проявляющая Себя как звуковая вибрация. Концентрация на звуке является проверенным и действенным средством овладения наукой медитации. Концентрируясь на этой энергии Бога, проявленной как звук, мы вступаем в непосредственный контакт с Высшим, в результате чего наше сознание очищается, и, в конце концов, мы получаем спасение от всех страданий.
Существует множество мантр, которые при правильном отношении к ним и повторении ведут к высшему состоянию. Тантры открывают для людей тайное знание о Божественных звуковых энергиях, которые способны привести садхака (практикующего) в состояние сознания, выходящее за рамки обычного спектра человеческих мыслей и эмоций. Процесс повторения мантры - это не скучное и безрадостное занятие, но живое и притягательное действо, во время которого мы вовлекаемся в сферу взаимоотношений со Всевышним (с Высшей Реальностью) и, погружаясь все глубже и глубже, проникаем в область сверхсознательного. Другими словами, с помощью повторения мантры мы постигаем свою истинную Сущность, которая есть вечное разумное блаженство (саччидананда).
Тантра содержит в себе эзотерическое знание о биджа-мантре.
Биджа-мантра - это "семя-слог", обладающий внутренней скрытой потенцией или энергией, которая может быть раскрыта в результате его правильного повторения. "Односложная биджа-мантра для тантрической садханы (практики) то же, что и семя для дерева: как семя обладает потенциалом дерева, точно также и один звук может содержать в себе всю тотальность божественного в своей вибрации"146.
Выражение биджакшара или "семя-слог", используемое в Тантрах для обозначения биджа-мантр, состоит из двух слов: биджа - "семя" и акшара, что означает как "слог", так и "нетленный"147.
В образовании различных биджа-мантр участвуют все слоги санскритского алфавита. При образовании той или иной биджа-мантры, несколько слогов группируются таким образом, что образуют единый "семя-слог" (биджа). Таким образом, каждый биджа ("семя-слог") на самом деле состоит из нескольких слитых воедино букв или слогов. Каждый из этих составляющих слогов имеет определенное символическое значение. Каждая биджа-мантра заканчивается точкой в полукруге (этот знак называется анусвара), которая при написании ставится над слогом и означает назализацию звука (т.е. (м) или (н), произносимое в нос). Сама точка (бинду), завершающая "семя-слог" (биджа), представляет из себя символическое выражение изначального состояния единства Шива-Шакти (или Абсолюта и Его энергии самопостижения). Бинду является символом освобождения, так как с помощью концентрации на внутренний назализированный звук при повторении биджа-мантра с ощущением изначального единства Шива-Шакти достигают освобождения.
Каждое Божество (то есть каждый аспект Бога) имеет свою биджу. Ученик получает биджа-мантру от гуру во время посвящения и, таким образом, входит в непосредственный контакт с тем или иным аспектом Бога. Семя просеивается в почву, которая вспахивается, очищается и поливается. Подобным образом биджа-мантра помещается в сердце ученика, чистое и орошенное водой Божественной милости.
Знание биджа-мантр и тайной науки их практического применения - отличительная особенность всей тантрической системы. "Считается, что биджа-мантра содержит в себе всю потенцию и полное значение доктрины. Целый трактат, состоящий из тысяч, стихов, может быть уложен в несколько стихов, затем суммирован в несколько строк и, наконец, сокращен в биджа-мантру, которая хотя и является самой маленькой звуковой единицей, будет сохранять в себе полную силу всей доктрины"148. Даже после самого повторения биджа, ее воздействие продолжается. Энергия, хранящаяся в каждом таком "семя-слоге", может быть активизирована и приведена в действие. Утверждается, что сила той или иной биджи может быть сконцентрирована в головном центре аджна и пробуждаться к действию по желанию.
Такие биджа-мантры как ОМ, ХРИМ, КРИМ, ШРИМ, КЛИМ, ХУМ, ПХАТ и др., по отдельности или в различных сочетаниях, широко используются во всей тантрической традиции. Для человека со стороны смысл таких "семя-слогов" остается неведомым и повторение их может показаться "невнятным бормотанием магических формул", или чем-нибудь в этом роде. На самом же деле - в каждой из биджа-мантр содержится глубокое смысловое значение.
Биджа-мантра ОМ - самый могущественный звук, источник всех мантр и ключ к Реализации. Он состоит из трех звуков: А-У-М, которые символизируют три функции по отношению ко вселенной: А - творение (Божество - Брахма), У - поддержание (Вишну) и М - разрушение (Шива). О мантре ОМ говорят как, о царе всего звучащего, матери вибраций, квинтэссенции всего космоса, ключе к вечной мудрости и силе. Пранава149 является изначальным звуком, из которого рождается вся вселенная, которым она поддерживается и в который она входит после растворения.
Повторение бидж и других мантр пронизывает все аспекты тантрической практики. Каждая биджа может повторяться как отдельно, так и в сочетании с другими мантрами, в зависимости от совершения того или иного вида духовных упражнений или ритуалов.
Вот несколько биджа-мантр с расшифровкой их внутреннего смыслового значения:
ХРИМ - называемая Майя-биджа - это биджа-мантра богини Бхуванэшвари, Матери вселенной, женской энергии сфер. Слог "ха" означает Господа Шиву, "ра" - Шакти, длинный "и" - махамайя (трансцендентную иллюзию), назализированный звук "м" (или "н") - источник вселенной (Шива-Шакти) или звук освобождающий от страданий150.
ШРИМ - Лакшми-биджа - биджа богини Лакшми, божественной супруги Вишну. Выражает женскую энергию изобилия и разнообразия. Может повторяться для приобретения чего-либо и с целью получения наслаждений. "Ша" - означает трансцендентную божественность изобилия, "ра" - богатство, "и" - достижение или удовлетворение, "м" - безграничность или освобождение от страданий.
ХУМ - курча-биджа - биджа Шивы. Слог "ха" означает Шиву, длинное "У" - Бхайрава или разрушительный аспект Шивы, звук "м" означает высшего Освободителя от страданий (т.о., все три составляющих слога являются различными аспектами Шивы). Эта биджа - охранительное оружие, так как она вызывает силу Шивы, который является как созидающим, так и разрушающим; Он спасет от страданий.
КРИМ - Кали-биджа - биджа Кали, выражающая власть над творением и разрушением. С помощью повторения этой мантры устраняются все преграды. "Ка" - означает Кали, "ра" - Абсолют (Брахман), "и" - трансцендентную силу иллюзии (махамайя): "м" - изначальный звук, освобождающий от страданий151.
КЛИМ - Кама-биджа - биджа-мантра бога любви Камы, или - биджа любовного желания Шивы или Кришны в образе Камадэва (бога любви). Выражает удовольствие, наслаждение, блаженство, "ка" - символизирует Камадэва, или трансцендентное любовное желание (Кама), "ла" - означает силу Индры или бога пространства (или Небес); долгий "и" - удовлетворение и счастье, "м" - освобождение.
Существует также множество других биджа-мантр, таких как АЙАМ - биджа богини Сарасвати, КРОМ - еще одна биджа Шивы, ПХАТ - биджа, используемая для разрушения или растворения негативных сил и воздействий, ДУМ - биджа богини Дурги, ГАН - биджа бога Ганэши, и т.д.
Мантры, используемые в соответствии с практикой кундалини-йоги152 обладают безграничной силой. Сила мантр разнообразна. В некоторых мантрах преобладает воля, в других - наслаждение; в некоторых доминирует творческая сила, в других - разрушительная, в некоторых преобладает покой.
Мантры подразделяются на мужские, женские и нейтральные153. Такие мантры как ХУН, ПХАТ - мужские. Такие как ХРИМ, КРИМ, СВАХА - женские. Мантра НАМАХ - нейтрального рода. Поэтому, если мантра, состоящая из нескольких слогов или слов заканчивается на ХУМ, ПХАТ - она считается мужского наклонения, если на СВАХА - женского, на НАМАХ - нейтрального.
Мантры, состоящие из нескольких слогов или слов, имеют как бы различные части тела. Так пранава, находящийся в начале мантры, как, например, в мантре ОМ НАМАХ ШИВАЙЯ, является "лицом" мантры, гласные являются "сердцем" мантры и т.д.
Как уже говорилось, различные биджи и более длинные мантры используются в различных медитативных упражнениях, ритуалах и обрядах, в связи с концентрацией на различные аспекты Божественного.
Существуют мула-мантры, или "коренные", основные мантры для той или иной традиции.
Каждое из основных Божеств, имеет свои мула-мантры. Так, мула-мантра Шивы - ОМ НАМАХ ШИВАЙЯ.
Мула-мантра Вишну или Нарайяна - ОМ НАМО НАРАЙЯНАЙЯ. Мула-мантры обладают огромной силой и повторяются как основные поклонниками соответствующих тантрических традиций.
Мантры обычно повторяются на четках, и тогда этот процесс называется джапа. Другим типом мантры является аджапа-мантра, или мантра, которая мысленно произносится с дыханием и не отсчитывается на четках или пальцах. Такая аджапа-мантра именуется великой мантрой освобождения. Мантра, повторяемая после совершения пранайамы (дыхательных упражнений), считается особенно действенной и называется мантра-джапа. Мантры, произносимые во время богослужения (пуджа) и ритуалов небольшое количество раз, не нуждаются в использовании четок.
Джапа (или повторение мантр на четках) бывает трех видов: манаса, упамшу и вачика. В манаса-джапе следует повторять ее слоги (или слог) мысленно, постигнув смысл мантры.
При этом возможна визуализация каждого санскритского слога мантры во время такой мантра-медитации. Манаса-джапа - признается наивысшим уровнем повторения мантры. В упамшу-джапа - садхака, концентрируя сознание на Божестве, слегка двигает языком и губами и его повторение может быть едва слышно. Такой уровень повторения считается средним. В вачика-джапа - мантра повторяется вслух. Такой уровень повторения признается наихудшим.
Четки, используемые для повторения мантр, бывают разных видов, в зависимости от Божества, которому поклоняются, а также по количеству бусин. Традиционным количеством бусин для повторения является 108 (священное число; такие четки называются уттама (наилучшие). Однако, для различных целей могут использоваться также четки из 55-ти (мадхьяма - средние), 28-ми (адхама - наихудшие) бусин, а также из 100, 50, 30, 27, 15, 14, 10, 8 бусин.
Круг четок, находящихся на нити или шнуре, завершается одной большой бусиной (109-ой в случае 108-ми бусин), которая называется Мэру и символизирует непосредственно то Божество, которому поклоняются. После каждой бусины обычно делается узел на нити, что делает повторение удобным.
Различные четки (мала) используются в случае поклонения различным Божествам и в различных ритуалах и медитациях. Четки могут быть сделаны из разных материалов: дерева, кристалла, золота, серебра, меди, жемчуга, корала, слоновой кости, раковины и т.д. Для повторения мантр, обращенных к Ганэше - рекомендуется мала (четки), сделанные из бивня слона (гаджаданта-мала), для Вишну-мантр - четки из священного дерева туласи (туласи-мала); для Шива-мантр - четки из семян священного дерева рудракши (рудракша-мала); для Кали-мантр - металлические или из кристалла, или рудракши; Маха-шанкха - (или Рахасйя) мала (четки, сделанные из несгоревшей части человеческого черепа) предписываются для определенных Дэви – и Шива-мантр.
Четки, даваемые гуру во время мантра-дикша154, обладают особой силой. Только от гуру могут быть получены наставления относительно того, как следует правильно повторять мантру, как использовать мала (четки), как хранить их и т.д. Повторяя мантры, полученные от гуру с самоотдачей, утвердившись на великом пути мантра-йоги, садхака через определенный период времени достигает мантра-сиддхи (совершенства в результате повторения мантр) и, в конце концов, достигает исполнения всех желаний и полного освобождения.