Мирское знание, накопленное людьми и находящееся в их распоряжении, далеко от совершенства. Несовершенны и способы обретения такого рода знания. Наш разум, на который мы опираемся в познании, ограничен. Все научные приборы, используемые нами для изучения окружающего мира и его законов, – лишь отражение наших возможностей и продолжение наших органов чувств. Их потенциал весьма не высок.
В настоящее время цивилизация стремится получить знания об окружающем мире «восходящим», исследовательским путем, однако при этом следует помнить, что каждый человек обладает несовершенными органами чувств, склонен заблуждаться и совершать ошибки. Следовательно, мы не можем претендовать на полное познание истины – наши знания и представления о мироздании обрывочны, фрагментарны.
Между тем, существует множество материальных реальностей за пределами нашего опыта. Человек не в состоянии познать вселенную материи, что уж говорить о духовной реальности? Материальные чувства не в силах воспринять знание о душе и божественном мире – мире сознания. Но этот высший мир сам открывает себя через святых. Откровения святых о Высшей реальности – нашем подлинном доме, о природе души и тайнах мироздания, называются Ведами.
Откровения Вед. «Нисходящее» знание
Веда значит «знание». Однако это знание, обретенное через откровение, а не экспериментальным путем или путем философского теоретизирования. Иными словами, согласно вайшнавской традиции Веды имеют божественное происхождение. Это подтверждается Самим Господом Кришной в «Бхагавад-гите» (3.15): «Деятельность проистекает из Вед, а Веды берут свое начало в Акшаре, Непогрешимом».
В «Брихад-араньяка-упанишаде» (2.4.10) говорится: «Четыре Веды, Итихасы, Пураны, Упанишады, афоризмы и комментарии – все они изошли из дыхания безграничного Высшего Повелителя. “Махабхарата”, “Рамаяна” и другие подобные произведения являются Итихасами, или историческими повествованиями. Существует восемнадцать основных Пуран, с “Шримад-Бхагаватам” во главе, и восемнадцать второстепенных. Из самых известных ста восьми Упанишад одиннадцать являются основными: Иша, Кена, Катха, Прашна, Мундака, Мандукья, Тайттирья, Айтарея, Чхандогья, Брихад-араньяка и Шветашватара».
Шрила Вьясадева – составитель ведических писаний
Шрила Вьясадева, составитель многих ведических писаний, разделил изначальную Веду на четыре части: «Ригведу» – древнейшее собрание религиозных гимнов, «Самаведу» – собрание ритуальных песнопений, «Яджурведу» – собрание изречений, используемых в жертвоприношениях, и «Атхарваведу» – собрание заклинаний. Также он объяснил сложнейшие философские заключения Вед на исторических примерах из жизни прославленных царей династии Махараджи Бхараты. Так возникли исторические повествования, Итихасы, такие как «Махабхарата». Эпос «Махабхарата», признаваемая традицией «пятой Ведой», включает в себя «Бхагавад-гиту». Затем Шрила Вьясадева обобщил все знание Вед в форме коротких изречений – сутр – в философском произведении «Веданта-сутре», означающей «завершение Вед». К «Веданта-сутре» впоследствии Шрилой Вьясадевой был написан обширный комментарий, получивший название «Шримад-Бхагаватам». Эта лучшая из Пуран, «Бхагавата-пурана», считается следующей ступенью познания Абсолютной Истины после «Бхагавад-гиты».
Высший авторитет божественного откровения
Чтобы понять ведические писания, нет нужды прибегать к другим источникам – все необходимое знание содержится в них самих. «Чайтанья-чаритамрита» (Ади-лила, 7.132 и Мадхья-лила, 6.135) подтверждает эти слова: «Сама по себе не требующая доказательств ведическая литература есть высшее свидетельство всего сущего, но если эта литература интерпретируется, ее свойство самоочевидности теряется. Хотя существуют другие свидетельства, ведическая версия должна приниматься как самая главная. Версия Вед, понимаемая буквально, – самое лучшее свидетельство. Утверждения Вед не требуют доказательств своей истинности».
Шрила Джива Госвами, один из ближайших учеников Шри Чайтаньи Махапрабху, провозглашал: «Ни непосредственное восприятие (пратьякша), ни умозрительные заключения (анумана) не могут быть признаны подлинными свидетельствами. Именно поэтому для серьезных искателей Истины существует единственный источник доказательства – Веды, ибо она с незапамятных времен передается по непрекращающейся цепи совершенных, осознавших себя духовных учителей, которые являются вместилищем как материального, так и духовного знания. В их словах, трансцендентных и лишенных недостатков, находят прибежище все ищущие, а их знания обладают непостижимо экстраординарной природой и силой воздействия» («Таттва-сандарбха», 10).
Установив неопровержимое заключение, что Веды – единственный источник доказательства, Шрила Джива Госвами утверждает, что Пураны поддерживают религиозные принципы Вед, и среди них «Шримад-Бхагаватам» – лучший источник доказательства.
Передача знания от учителя к ученику
Откровение свыше в процессе самореализации – этот более высокий способ получения знаний о мироздании – известен мудрецам издревле. Следует понять: ученые-материалисты лишь открывают законы, которые свидетельствуют о существовании Бога, Творца законов. Мудрецы же знают, что знание, полученное напрямую из Источника знания, будет превосходить любое материальное по двум критериям: во-первых, оно будет избавлено от названных несовершенств людей; во-вторых, оно сможет дать представление о многих сферах, находящихся за пределами наших чувств.
Однако Господь не открывает духовное знание всем и каждому. Это знание дается святым и мудрецам, которые записывают его. Затем оно передается от учителя к ученику для духовного блага будущих поколений.
Ветви баньянового дерева. Внутренний смысл Вед
В «Бхагавад-гите» (15.1) Господь Кришна провозглашает: «Священные писания описывают этот материальный мир как неизменное баньяновое дерево, чьи корни растут вверх, ветви вниз, и которое именуют ашваттха (преходящим). Питанием ему служат ведические афоризмы, которые представлены листьями этого дерева. Любой, кто знает это дерево таким – подлинный знаток Вед».
В комментарии к этому стиху вайшнавский святой XX века Шрила Шридхар Махарадж объясняет: «Смысл утверждения, что корни дерева этого материального мира обращены вверх в том, что первопричина творения находится в высочайшей святой обители. Все исходит из Всевышнего, и, впоследствии, отдаляется от Него. Утверждение, что ветви этого дерева направлены вниз, указывает на последствия эксплуатации, обрекающие на все более и более низшие рождения, от животных вплоть до самых примитивных организмов. Поэтому баньяновое дерево этого бренного мира известно как ашваттха, означающее “однодневный”, или “то, что не доживет до рассвета”. Однако оно вечно, ибо постоянно воссоздается силой потока причинно-следственного течения. Листья дерева представляют поддерживающий мироздание раздел Вед, известный как карма-канда. В точности, как листья дерева питают и украшают его, так и этот раздел Вед питает весь мир, отвечая за его развитие и процветание. И в заключение, хотя этот материальный мир разворачивается из вводящей в иллюзию вечной энергии Господа (майи), он временен; и хотя он питается разделом Вед, который посвящен достижению материальных плодов (карма-канда), он описывается Ведами косвенными и завуалированными утверждениями (парокша-вада). И знающий смысл Вед таким подлинно знает их суть.
Это подтверждается в “Шримад-Бхагаватам” (11.3.43–46): “Внутренний принцип деятельности, бездействия и запрещенных действий описан в Ведах. Но так как Веды являются олицетворением Всевышнего, то даже великие ученые мужи сбиты с толку в попытках определить их заключения. Смысл Вед представлен косвенным и завуалированным образом, дабы наставить своенравных и наивных людей. Как отец убеждает больного ребенка принять лекарство, показывая ему сладости, так и писания, описывая райские плоды благочестивых поступков, действуют с внутренней целью привести к прекращению всей мирской деятельности”».
Материальное и духовное знания Вед
Веды содержат два вида знаний: не только духовное, но и материальное.
Материальное знание Вед включает в себя разделы, посвященные медицине, архитектуре, военному делу, астрономии и астрологии, кулинарии, музыке, танцам и многому другому.
Духовное же знание дает ответы на самые насущные вопросы: в чем смысл и ценность человеческой жизни; что представляет собой материальное тело и наше истинное «я», душа; каковы взаимоотношения индивидуальной души и Всевышнего; а также в чем состоит практика преданного служения Богу (бхакти), как способ обретения любви к Нему, раскрытия нашей духовной природы и возвращения в духовный мир.