Путь Тантры сопряжён с выполнением ежедневно меняющихся требований садханы (духовной дисциплины) и выполнением традиционных форм служения, характерных для конкретной школы. Большинство тантрических школ строго придерживаются ритуального служения, но при этом придаётся существенное значение личной инициативе ученика, без которой невозможен успешный духовный рост. Соблюдение многочисленных формальностей и правил дисциплинирует ум и укрепляет волю тантриста.
Три необходимых аспекта садханы - крепкая вера, почитание учителя и приверженность пути способствуют осознанию того, что Божественное - вездесуще и, таким образом, преисполнено Истины при любых обстоятельствах. Это знание, полученное самостоятельно или милостью гуру, ведёт к освобождению. Ритуалы, мантры и все остальные техники являются лишь вспомогательными средствами. Они расчитаны на устранение затеняющих сознание и, соответственно, искажающих Реальность факторов.
В зависимости от конкретной школы тантрические методики могут иметь те или иные особенности. На протяжении столетий мастера Тантры совершенствовали различные подходы к садхане. Все тантрические пути были расчитаны на достижение высшей самореализации и возможного окончательного освобождения. Так, буддийская «Садхана-мала» упоминает 312 садхан, или методов поклонения ,дополненных визуализацией, мантрами и ритуалами. Было подсчитано, что примерно 80% материала, содержащегося в текстах тантр, так или иначе связано с ритуальной практикой, что является весьма характерным для тантрического подхода в целом. Ритуалы подразделяются на внешние и те, которые называют «внутренним жертвоприношением» (антар - йога). Эти две формы составляют йогу самотранформации. В некоторых тантрах за основу взята широко известная модель, сформулированная в «Йога-сутре» Патанджали который в краткой форме обозначил семь направлений (анга):
1. Яма - моральный запрет, реализуемый как непричинение зла, правдивость, честность, целомудрие, бескорыстие. Эти добродетели должны торжествовать на всех уровнях, во все времена и повсеместно.
2. Нияма - самоограничение как приверженность чистоте, терпимости, аскетизму, учению и поклонению Господу.
3. Асана - поза, помогающая противостоять атакам противоположностей, таких как жара и холод, сухость и влажность.
4. Пранаяма - буквально «расширение жизненной энергии», осуществляемое при помощи контроля за дыханием.
5. Пратьяхара - подавление чувств.
6. Дхарана - концентрация, сосредоточение внимания на выбранном объекте, будь то мантра или графическое изображение божества.
7. Дхьяна - медитация, представляющая глубокую внутреннюю сосредоточенность, с переходом к целостному сознанию.
8. Самадхи - буквально «воссоединение» или экстаз, выражающийся в полном слиянии с объектом медитации.
Несмотря на то, что восьмеричная схема Патанджали претендует на универсальность, она не учитывает некоторые уникальные тантрические аспекты. Насколько известно, последние никогда не были структурированы в писаниях. Техники, которые не являются обязательными во всех тантрических школах и представляют собой дополнение к восьми направлениям йоги, это:
1. Предварительное очищение, включающее в себя: а) очищение личности; б) очищение места проведения ритуала; в) очищение главной мантры; г) очищение ритуальных субстанций; д) очищение лика божества.
2. Подготовительная практика (пурашкарана) для осуществления полной концентрации (пурна-абхишека), состоящая из активной декламации мантр, с помощью которых устраняются препятствия для энергии визуализации (дхьяна) и ритуала.
3. Чтение мантры - универсальный тантрический метод.
4. Создание мандалы (или янтры), которая служит местом для божества - является одним из главных аспектов тантрического ритуала.
5. Ньяса - ритуал передачи жизненной силы объекту, включая собственное тело, в котором объект поклонения материализуется.
6. Мудра - является важным аспектом садханы многих школ. Техника заключается в символических жестах рук.
7. Дэвата-пуджа - поклонение личному божеству.
8. Гуру-пуджа - ритуал поклонения учителю, к которому относятся как к воплощению Божественного.
9. Дакшина - церемониальное подношение учителю.
10. Ятра - паломничество к святым и энергетически насыщенным местам для дальнейшего осуществления садханы.
11.Врата, буквально, «обет» - предусматривает различные обряды, в частности дурга-пуджу - ежедневное поклонение богине Дурге, известное как «великий обет» (маха-врата).
12. Лата-садхана, или «дисциплина ползающего», представляет особый аспект тантры левой руки и традиции каула.
13. Амулеты - обереги и заговоры (оба аспекта называются «кавача», «броня») играют немаловажную роль в некоторых тантрических школах.
14. Алфавитные таблицы (чакры), служащие для определения мантры конкретного человека.
15. Овладение паранормальными силами (сиддхи), их развитие и применение в качестве инструментов белой и чёрной магии доведено в тантризме почти до совершенства.
Обычно план ежедневных занятий состоит из следующих практик: очищение элементов; «вливание» жизненной силы (ньяса), посредством которой тело человека становится божественным телом; мысленное и физическое поклонение личному божеству, сопровождаемое огненным жертвоприношением (хомой) и чтением мантр. При проведении любых внешних ритуалов ни в коей мере не умаляется значение внутренней составляющей (интенсивная визуализация), которая является определяющим фактором.
Ритуальное поклонение (пуджа) обычно предусматривает четыре формы. Низшей формой считается поклонение статуе божества или более абстрактному образу - янтре или мандале. Следующий уровень состоит в чтении мантр и пении хвалебных гимнов (става). Следующей категорией служения является йогическое созерцание личного божества, а высшей формой поклонения считается полное отожествление с Божественным, когда все различия исчезают.
Следует упомянуть ещё об одном аспекте ритуального поклонения. Когда бы практик ни совершил неверный поступок, он должен его искупить, исполнив ритуал, известный как «прайаш-читта». В зависимости от тяжести содеянного, компенсацией проступка может быть чтение мантры или более сложный обряд.
Вставший на путь Тантры должен прислушиваться к голосу внутренней мудрости и, в зависимости от обстоятельств, проявлять повышенное усердие в соблюдении церемоний или сокращать их количество и интенсивность. По достижении просветления все условные категории и правила переходят в область трансцендентального, и спонтанное течение жизни проявляется во всей полноте Бытия.