Исповедь
В чем состоит Таинство Покаяния и как готовиться к исповеди?
Господь Иисус Христос сказал, обращаясь к ученикам Своим: «Истинно говорю вам, что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе»(Мф. 18,18). И в другом месте Спаситель, дунув, сказал апостолам: «Примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин. 20, 22, 23).
Апостолы же, исполняя волю Господа, передали эту власть своим преемникам — пастырям Церкви Христовой, и по сей день каждый верующий православно и исповедующий чистосердечно перед православным священником свои грехи может получить через его молитву разрешение, прощение, полное отпущение их.
В этом и состоит суть Таинства Покаяния. Человек, привыкший следить за чистотой своего сердца и опрятностью своей души, не может жить без покаяния. Такой человек ждет и жаждет очередной исповеди, как иссохшая земля ждет живительной влаги.
Представьте себе на минуту человека, не смывавшего с себя телесную грязь всю жизнь! Вот и душа требует омовения. И что было бы, если бы не было Таинства Покаяния, этого целительного и очистительного «второго крещения»? Накопившиеся грехи и прегрешения, не снятые с совести (не только крупные, но и многие мелкие), тяготят ее так, что человек начинает чувствовать какой-то необычный страх, ему начинает казаться, что с ним должно произойти что-то дурное, то вдруг он впадает в какие-то нервные срывы, раздражение, ощущает общее беспокойство, не имеет внутренней твердости, перестает владеть собой.
Часто причины всего происходящего сам он не понимает, а она в том, что на совести человека — неисповеданные грехи. По милости Божией эти скорбные ощущения и напоминают нам о них, чтобы мы, озадаченные таким бедственным положением души своей, пришли к осознанию необходимости исторгнуть из нее весь яд, т.е. обратиться к Святому Таинству Покаяния и этим избавиться от всех мук, которые ожидают после Страшного Суда Божия всякого грешника, неочистившегося здесь, в этой жизни.
Очень полезно перед исповедью прочитать подробное житие преподобной Феодоры Цареградской (память 30 декабря по ст. ст.). Она приняла монашество и проходила свой подвиг под руководством Прп. Василия Нового (память 26 марта). Скончалась в 940 году. Ученик св. Василия, Григорий, по смерти Феодоры с мольбой просил старца открыть ему загробную участь старицы. И вот по святым молитвам святого отца было его ученику чудное видение: он беседовал с преподобной Феодорой, и она поведала Григорию о том, что происходило с ней в момент смерти и после, когда душа ее проходила страшные испытания.
Практически Таинство Покаяния совершается так: вначале священник молится со всеми желающими исповедаться. Затем он кратко напоминает о наиболее распространенных грехах, говорит о смысле исповеди, об ответственности исповедующегося, который стоит теперь перед Самим Господом, а священник — лишь свидетель таинственной беседы его с Богом, и что умышленное сокрытие каких-либо грехов усугубляет вину кающегося.
Затем уже исповедующиеся по одному подходят к аналою, на котором лежат Святое Евангелие и Крест, делают поклон, ко Кресту и Евангелию, становятся перед аналоем, склонив голову, или на колени (последнее не обязательно) и начинают исповедоваться. Полезно при этом заранее составить для себя приблизительный перечень — какие грехи исповедовать, чтобы не забыть о них на исповеди; но надо будет не просто прочитать с листка бумаги о своих язвах, а с чувством вины и раскаяния открыть их перед Богом, вынимать их из души своей, как каких-нибудь гадких змей, и с чувством отвращения избавляться от них (сравни этот список грехов с теми списками, которые будут держать злые духи на мытарствах, и заметь: чем тщательнее ты сам обличишь себя, тем меньше страниц обнаружится в тех демонских писаниях). При этом, конечно, каждое извлечение такой мерзости и выведение ее на свет будет сопровождаться чувством стыда за себя, но ты знай твердо: Сам Господь и служитель Его — исповедующий тебя иерей, как бы ни был отвратителен твой внутренний греховный мир, только радуются, когда ты от своих грехов решительно отрекаешься, на душе священника только радость о покаявшемся. Любой священник после искренней исповеди еще более располагается к исповедующемуся, гораздо ближе и заботливее начинает относиться к нему.