Условия и правила сбора трав для магических целей иногда существенно отличаются от общепринятых правил. Есть множество нюансов, присущих как группам растений, так и индивидуально только одному. Для многих трав эти условия граничат с трудновыполнимыми ритуалами и окутаны мистикой.
Самым ярким примером этого может служить условие сбора Мандрагоры. Дошедшие до нас слухи наиболее полно сформулированы Теофастом и повторены намного позднее в "Фаусте" Гете. Позволю себе напомнить этот способ.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]Добывать мандрагору можно было только сведущим людям, всем другим она приносила гибель. Тот, кто решился на этот шаг, должен был склониться в направлении заходящего солнца и воздать должное силам тьмы. Железной шпагой, которую еще ни разу ни для чего не использовали, он должен был начертить три магических круга вокруг стебля мандрагоры, затыкая уши и все время отворачивая лицо во избежании зловещих запахов, которые проникали в тело, раздувая его (если не принять меры предосторожности и не смазать тело растительным маслом). Вырывать мандрагору самому было равносильно смерти, поэтому эту "честь" отдавали собаке. Собака привязывалась к растению и ей бросался кусок мяса так, чтобы она не смогла до него дотянуться. Собака тянулась к мясу и вырывала корень из земли. Мандрагора при этом издавала звуки, которые сводили с ума всех, кто их слышал. Собака при этом ритуале обычно погибала.
Сроки сбора отличались не только тем, для лекарственных целей собиралось растение или для магических, но и для какой конкретно магической цели оно собиралось. К примеру, вербену надо было собирать в Иванов день или при восходе Сириуса, когда на небе нет ни Солнца, ни Луны. Но если цель сбора была вполне конкретная, то время сбора становилось другим: собранная во время восхода солнца вербена обладала добрым действием (например, помирить ссорившихся много лет людей); собранная же в полночь, наоборот, может разорвать даже очень крепкие семейные узы или поссорить людей.
Но есть день, в которой практически любая сорванная трава будет проявлять свои наиболее сильные магические свойства. Это день Летнего солнцестояния.
К сожалению, из-за того, что в нашей стране по отношению к другим государствам христианские (а с ними и языческие, на которых часто базируются христианские) праздники сдвинуты, получается некоторое несоответствие. День летнего солнцестояния раньше отмечался как день Ивана Купалы (когда церковью празднуется рождество Иоанна Крестителя), а теперь в России день Ивана Купалы отмечают в начале июля.
Мы с вами будем все же говорить об астрономическом солнцестоянии, считая, что именно этот день и является самым главным в мире трав.
В старину во второй половине июня проходили подряд сразу несколько праздников, тесно связанных с природой. Начинались они с Аграфены Купальницы. В этот праздничный день все в обязательном порядке парились в бане, снимая с себя грязь и усталость, девушки одевались в свои лучшие наряды и отправлялись в гости ко всем подряд, обращась к хозяевам со словами "Умойте", выпрашивая тем самым подарки в виде ленточек, бус, сережек и прочих девичьих украшений. Другие в это время принимались заготавливать веники для бани на целый год вперед. А знахари отправлялись на сбор кореньев и трав для своих знахарских и лечебных целей. "Лихие мужики и бабы в глухую полночь снимают с себя рубахи и до утренней зари роют коренья или ищут в заветных местах клады", - написано в одной из книг начала ХIX века.
Люди верили, что накануне ночи на Ивана Купала деревья переходят с места на место и разговаривают между собой посредством шелеста листьев; все травы наполнялись магической силой и наступало самое подходящее время для сбора трав с магической целью. Собранные в этот день травы и растения помогали справиться с любой нечистой силою, день считался идеальным временем для изготовления разного рода защитных амулетов и оберегов.
Часть трав затем использовали для гадания. Иван-да-Марью собирали для отпугивания воров от дома (растение цветет желтыми и фиолетовыми цветами и при разлучении их и раскладывании в разных углах избы, считалось, что они начнут переговариваться между собой и тем самым отпугивать воров).
Самое любимое гадание в этот день было на суженого. Можно было положить под подушку подорожник (трипутник) со словами: "Трипутник-попутник, живёшь при дороге, видишь малого и старого, скажи моего суженого!" и ждать снов с ответом. Можно было выйти в полночь в поле, набрать букет трав, всех подряд, и положить под подушку. Утром проверить, сколько разных видов трав в букете. Если 12 - то замуж в этом году выйдешь.
А можно было заранее набрать 12 трав, включая в обязательном порядке в букет чертополох и папоротник, положить под подушку и со словами "Суженый-ряженый, приходи в мой сад гулять!" лечь спать и ждать во сне суженого.
Еще один вид гадания в этот день - венки из трав: сплести венки из Иван-да-Марьи, лопуха, богородицкой травы и медвежьего уха; вечером пустить на воду и проверить - потонет венок или приплывет к суженому.
В этот день собирали чертополох и зверобой, "плакун-траву", особенная сила которой заключена в её корне, имеющем свойство прогонять злого духа; искали Папоротников цвет, который помогал в поисках кладов. По рассказам, около полуночи из широких листьев папоротника "внезапно появляется почка, которая, поднимаясь всё выше и выше, то заколышется, то остановится - и вдруг зашатается, перевернётся и запрыгает. Ровно в 12 часов ночи созревшая почка разрывается с треском, и взорам представляется ярко-огненный цветок, столь яркий, что на него невозможно смотреть; невидимая рука срывает его, а человеку никогда почти не удаётся сделать это. Во время цветения папоротника слышно будто бы голос и щебетание нечистой силы, не желающей допустить человека до чудного, редкого цветка, имеющего драгоценные свойства".
Не только русские люди почитали этот день. В Литве он известен как Ладо, в Польше - как Соботки, на Украине - Купало или Купайло. Друиды верили, что в день летнего солнцестояния Бог-солнце оплодотворял Мать-землю, и травы, собранные в этот день, особенно почитались в их волшбе. В этот день собирали омелу. Даже в Корее этот день считался особым. Праздник лета - Тано - приходился на день летнего солнцестояния. В это время проходил сбор целебных трав, которыми запасались на всю зиму. В Тано девушки собирали непременно левой рукой полынь (ссук). Считалось, что она обладает не только целебными свойствами. Ей приписывалась способность отгонять злых духов, поэтому во многих домах, где жили старики, обычно висел пучок сухой полыни. В Финляндии в праздник летнего солнцестояния (Юханнус, его отмечают в субботу между 20 и 26 июня) дома и городские улицы украшают березовыми ветками, а с чердаков достают национальные костюмы.
В этот день готовили мешочки с травами, для последующих ритуалов очищения. В такой сбор входили: полынь, вербена, роза, лилия, дуб, лаванда, плющ, тысячелистник, мужской папоротник, бузина, дикий чабрец, поповник, гвоздика.
Возможно, все дело было в том, что это был самый длинный день в году, который щедро одаривал травы солнечным светом и придавал им сил бороться с силами тьмы. В день летнего солнцестояния природа и все растения, в том числе и обладающие сильными и не очень магическими свойствами, достигали пика своей жизненной силы и внутренних резервов, наибольшей концентрации всех важных и полезных свойств, а после этого дня вся природа и жизнь всех растений шла на убыль и природа начинала готовиться к новому циклу жизни.
Летний солнцеворот, ночь Ивана Купала, дарил миру лучшее время для сбора трав. В этот день в травах была особая сила и собранные в это время травы всегда использовались для магических целей.
Существуют и более общие правила выбора времени для сбора растений. Самое простое, которое известно всем садоводам, - это привязка к лунному календарю. Общепринятая версия гласит, что лунный цикл влияет на растение по общим, вполне устоявшимся правилам. При росте Луны жизненная сила растений устремлялась вверх, соответственно, в листья, плоды, стебли и цветы. При убывании Луны наступало время для укрепления корневой системы.
Исходя из этого, отдельные части растения собирали тогда, когда, исходя из лунного календаря, в них сосредотачивалась жизненная сила.
С первой четверти лунного цикла и до полнолуния (включая его) рекомендуется сбор веток, побегов, листьев и цветов.
С начала третьей четверти и до новолуния рекомендуется сбор подземных частей.
Новолуние – не рекомендуется сбор всех частей растения.
За 12-16 часов до точного времени смены фаз Луны и в течение 8-12 часов после него контакты с растениями нежелательны.
Если же обратиться к правилам сбора, то тут выделяются несколько весьма существенных моментов.
Желательно было в один день заготавливать только одну траву. Понятно, что это мало выполнимо, но именно это придавало особую силу зельям, к примеру. Если же собрать надо было несколько трав за один раз, то сборщик должен был иметь для каждого растения свой нож. Считалось, что если одним ножом ты коснулся травы и срезал ее, этим же ножом касаться другой травы было нельзя. Или силы растений могут быть ослаблены.
Травы для магических целей сушились в условии полного отсутствия света, как солнечного, так и лунного. Их не измельчали, а хранили, как и сушили, связанными в пучки. И только перед непосредственным закладыванием травы в котел или еще куда-либо можно было измельчить траву до нужного состояния.
Приступая к сбору, необходимо было отрешиться от внешнего мира и сосредоточиться на мире растений. Известно, что многие знахари начинали сбор растения с обращения к духам природы, дарили им что-нибудь - к примеру, зарывали монетку в земле или оставляли кусочек еды; некоторые при входе в мир растений оставляли всю свою одежду перед ним и приходили в этот мир обнаженными, демонстрируя, что они пришли с миром. Не лишним будет и произнесение специальных заклинаний-обращений.
Непосредственно перед сбором было необходимо прислушаться к миру, к его знакам, вслушаться в шепот ветра. Нельзя было собирать, если в ответ на внутреннее обращение к миру вы чувствовали внезапный порыв ветра или крик совы. Знаки могли быть самые различные, но необходимо самому чувствовать - хорошие это знаки или дурные. Доверяйте своей интуиции, своему внутреннему голосу.
Перед сбором попробуйте расслабиться и осмотреть место сбора рассредоточенным и блуждающим взглядом, направленным во все стороны сразу. Если какое-либо место привлечет вас своим движением, шевелением или светом - собирать лучше всего именно там, так как травы там будут обладать особенной силой.
Вот одно из заклинаний, с которым обращались к духам леса:
О, могучие духи леса, хранители силы трав и деревьев.
Я, простой смертный, дерзнул обратиться к вам
За помощью и поддержкой.
Вселите силу в травы и дайте мне
Воспользоваться этой силой.
Не прихоти ради, но по крайней необходимости.
Не ради золота или серебра, но ради блага людского,
Не ради славы и почестей - их я смиренно отдаю вам,
Но во исцеление страждущих.
Что вы мне даром даете, то и я даром отдам, -
Во славу Всевышнего и для вашей славы. Если же рассматривать связь растений с астрологией, то с древних времен каждое растение было приписано к какой-либо планете (причем Солнце в астрологии тоже считалось планетой) и время магического сбора было напрямую завязано на эту зависимость.
Ниже вашему вниманию предоставлена статья Болотских А.С., расписывающая время сбора трав в зависимости от того, к какой планете приписано растение.
Луна сильно влияет на качество собираемых тех или иных частей растений. В связи с этим применяют на практике правила сбора лекарственных растений; в первую фазу Луны лучше всего собирать корневища, корни и корнеплоды, особенно в шестые и седьмые лунные сутки. В этот период энергия и микроэлементы максимально находятся в подземной части растений. Вторая фаза Луны наиболее благоприятна для сбора надземных органов растений. Энергия, идущая снизу вверх, выносит массу микроэлементов. Собирать травы лучше всего, когда видна Луна. Третья фаза Луны подобна первой. В этот период также хорошо сушить травы: микроэлементы и другие полезные вещества лучше сохраняются. Четвертая фаза Луны подобна второй по своим свойствам при сборе трав.
Четвертьлунные короткие циклы развития (фазы) удобно моделировать по нашему семидневному общественному циклу - неделе. Так что кажущиеся абсурдными на первый взгляд утверждения опытных травников, что, например, подорожник нужно собирать в воскресенье, на самом деле имеет под собой прочную научную основу, а именно - знание особенностей ритмов растений.