Прежде, чем давать какие-либо определения относительно ритуалов, необходимо напомнить, что человек, как и любая проявленная часть Творения, - структурированный, полиморфный, поличастотный, многомерный информационный пакет, способный постоянно обмениваться информацией с окружающей средой. При этом обмене излучаемая информация модулирует энергетические структуры, возникающие при их взаимодействии, а точнее – возникающие при взаимодействии «энергетических полюсов» Творения. Таким образом, любое существо, предмет, событие можно описательно представить себе в виде шкалы, аналогичной шкале электромагнитного излучения, знакомой по школьным учебникам физики. Разве что ещё более сложной.
Маг отличается от обычного человека только тем, что он контролирует эти свои составляющие. Причём, чем «выше уровень» мага, тем большее количество составляющих (большую часть «шкалы») он способен контролировать и, соответственно, способен влиять более полно и на большее количество структурных единиц Творения.
Магическое воздействие на существующую Реальность, как и любое другое, может быть прямым или опосредованным (косвенным). В качестве аналогии можно привести такой пример: гвоздь в доску можно забить самому при «помощи мысли» или, на худой конец, голой рукой (прямое воздействие, на которое способны далеко не все). Можно забить его при помощи молотка (опосредованное и наиболее часто применяемое воздействие через инструмент). А можно попросить забить гвоздь соседа дядю Васю, который использует свой, возможно более мощный или более приспособленный для данной работы, инструмент (опосредованное (косвенное) воздействие с использованием третьих лиц).
В любом случае взаимодействие происходило на всех минимально необходимых уровнях существования объектов и субъектов, участвовавших в действе по забиванию гвоздя или на достаточно протяжённом участке вышеупомянутой шкалы.
Однако далеко не все маги и тем более люди могут оказывать прямое воздействие на предмет или ситуацию на всех необходимых уровнях (от физического и выше). Поэтому им приходится на таких уровнях заменять прямое воздействие на опосредованное. Не буду вдаваться в механику взаимодействий предметов и сущностей на разных уровнях, так как на некоторых она принимает достаточно причудливые формы, не всегда совпадающие с физическим назначением предмета или действия, и не всегда поддаётся вербализации.
Ещё один аспект опосредованного воздействия связан с последовательностью проводимых действий. Можно, конечно, сначала надеть ботинки, а затем носки, но будут ли при этом носки выполнять предназначенную для них функцию…
Отсюда, наконец, можно дать определение любого ритуала:
РИТУАЛ – это строгая последовательность действий с использованием предметов или сущностей, предназначенная для опосредованного воздействия на существующую Реальность во всём необходимом для данного воздействия диапазоне Творения.