Путь 26, путь Айин
Майкл Грир
Буква пути: (Глаз).
Божественное имя: ADNI, Адонаи.
Астрологическое соответствие: Козерог.
Аркан Таро: XV («Дьявол»).
Эзотерический титул: Владыка Врат Материи, Дитя Сил Времени.
Описание из приложения к «Сефер Йецира»: «Двадцать шестой путь называется Обновляющим Разумом, потому что через него Святой Господь обновляет все изменчивые вещи, обновляемые сотворением мира».
Мифологический принцип: встреча с Силами Жизни.
Явления и разновидности опыта: дикие и безлюдные места; бури и прочие проявления сил природы; погружение человеческого сознания в животное «я».
Сущности: дикие животные; свирепые люди и полулюди-полуживотные; сатиры и другие лесные существа.
Магический образ: арка темно-синего цвета с замковым камнем в виде ослепительно-белой буквы Айин. На двери, обрамленной этой аркой, изображен XV аркан Таро.
Цвета:
— в мире Ацилут: темно-синий
— в мире Брия: черный
— в мире Йецира: иссиня-черный
— в мире Асия: холодный темно-серый, почти черный.
Согласно описанной выше метафоре, путь Айин — один из двух свирепых стражей, охраняющих прямую и тесную тропу к Тиферет. Подобно пути Нун (его противоположности и дополнению), этот путь в определенном смысле служит преградой на дороге восхождения по Древу; в традиционном учении магической каббалы он изображается грозным и опасным.
Постараемся понять, почему это именно так. Энергетика и характер каждого пути во многом определяются их положением в общей системе Древа Жизни. Например, любой горизонтальный путь (как, например, Пе) уравновешивает некие два противоположных полюса, а любой вертикальный путь (как, например, Самех) проводит чистую энергию одного из Столпов между внешними полюсами, и достигаемое на нем равновесие носит иной, более мягкий характер. Что касается диагональных путей, то восемь из них ведут от вышележащих сфер боковых столпов к нижележащим сферам Срединного столпа. В качестве каналов, по которым течет сила Творения, эти пути формируют треугольники, обращенные вершинами вниз, и тем самым обеспечивают равновесие сотворенного мира, а в качестве троп, по которым маг восходит к Искуплению, помогают расширить и разнообразить уровни сознания, достигнутые на Срединном столпе, соединив их с принципами Энергии и Формы. В обеих указанных функциях эти пути самостоятельно утверждают и поддерживают свое равновесие, поэтому проходить их обычно легче, чем горизонтальные или вертикальные пути.
Оставшиеся четыре диагональных пути ведут от вышележащих сфер Срединного столпа к нижележащим сферам боковых. В качестве нисходящих путей они формируют новые типы двойственности, которые затем должны разрешиться в сбалансированные триады, а в качестве путей восхождения — стремятся от конфликтующих противоположностей к разрешению на новом, более высоком уровне. В обеих своих функциях эти пути сопряжены с нарушением стабильности и равновесия, и потому проходить их по определению трудно. 11-й и 12-й пути, расположенные в самой верхней части Древа, в этом отношении не настолько проблемны, потому что они пребывают выше Бездны, в горних сферах единства. Но 24-й и 26-й пути лишены этого преимущества. Кроме того, прохождение их осложняется тем фактом, что они пересекают Завесу — одну из главных преград на Древе, и потому рассчитывать на то, что они достигнут примирения в Тиферет автоматически, не приходится.
Именно поэтому на 24-м и 26-м путях каббалист, стремящийся к Искуплению, сталкивается с очень серьезными затруднениями. Даже если для преодоления этих путей используются относительно безопасные методы медитации и восхождения, работа с ними все равно сопряжена с определенным риском, а в связанных с ними символах и теоретических положениях скрываются определенные ловушки.
Обращаясь к символике пути Айин, эти обстоятельства необходимо тщательно учитывать. У многих соответствий 26-го пути — два лика, светлый и темный. Темная сторона этих соответствий связана с вышеописанными опасностями и с теми сопутствующими обстоятельствами человеческой жизни, которые мы рассмотрим чуть позже. Светлая же сторона соотносится с макрокосмической ролью данного пути, а именно — с путем Айин как каналом энергий, соединяющих гармонию сферы Тиферет со структурами и моделями сферы Ход. Таким образом, путь Айин заключает в себе одновременно и угрозу, и обещание: на этом пути придется столкнуться с опасностями, но в конце его будет достигнута желанная цель.
Эта двойственность наглядно проявляется уже в самом первом из символов 26-го пути — букве Айин, означающей «глаз». Вплоть до недавних времен образ отверстого ока нередко ассоциировался с «дурным глазом» — разрушительной силой, при помощи которой колдуны и ведьмы одним взглядом могли насылать проклятие и даже смерть. Это поверье, принявшее весьма причудливые формы, не так уж и безосновательно, как может показаться: почти во всех культурах существовали магические методы, направленные на причинение вреда, и довольно часто проводником для вредоносной магии служил именно взгляд. По этой причине образ глаза нередко воспринимался как символ могущественного духовного зла. Однако у глаза есть и другая система значений, лежащая на противоположном конце этического спектра. Как символ восприятия и осознанности глаз издавна обозначал человеческую душу; по причине круглой формы и ассоциации со светом он нередко использовался как символ солнца; а в те времена, когда люди легче воспринимали материальные символы высшей Реальности, солнце, в свою очередь, было общепринятым символом Бога. В этом качестве оно до сих пор украшает оборотную сторону американских долларовых купюр.
Как же примирить между собой эти два противоположных ряда значений? Когда один и тот же символ олицетворяет и божественное, и демоническое начала одновременно, связанное с ним учение неизбежно оказывается довольно сложным. Однако в данном случае оба ряда значений объединены общей идеей — идеей силы, могущества и власти.
Путь Айин проводит энергии Тиферет на столп Суровости в той части Древа, которая доступна обыденному сознанию. Его можно истолковать как формообразующую силу Тиферет — ее способность к связыванию и ограничению. При взгляде из-под Завесы истоки этой силы кажутся окутанными тайной, сокрытыми в тех областях сознания, достичь которых возможно лишь косвенно; но при взгляде сверху становится понятно, что это — естественная функция трансцендентного равновесия, воплощенного в сфере Солнца.
Маг, восходящий в Тиферет, получает возможность пользоваться этой силой в той или иной степени. Однако многое зависит от того, как именно протекает процесс восхождения, поскольку Тиферет, как мы еще увидим, достигается не в одночасье: окончательному раскрытию Завесы предшествует довольно долгий период, на протяжении которого маг лишь время от времени улавливает проблески шестой сефиры. Впрочем, даже мимолетный проблеск Тиферет — уже источник силы. Если маг поднимается в Тиферет по уравновешенному пути Самех, то сила эта пробуждается более или менее сбалансированным образом, постепенно приводя человеческую душу в гармонию с более высокими сферами бытия. Но если маг восходит по неуравновешенному и выводящему из равновесия пути Айин, то, наоборот, каждый проблеск Тиферет только усиливает дисбаланс. Продвижение к Тиферет со стороны Столпа Суровости обычно пробуждает способности к давлению, контролю и подчинению других своей власти, то есть орудия колдовства.
Таким образом, этот путь — по преимуществу путь колдуна, то есть мага, ставящего своей наивысшей целью достижение личной власти. Поставить перед собой такую цель — значит, закрыть для себя возможности дальнейшего восхождения по Древу, потому что необходимое условие и цена Искупления — равновесие. Тем не менее, такой выбор совершали (и по сей день совершают) многие маги. С точки зрения магической каббалы, это и трагичное, и довольно глупое решение: трагичное — потому, что оно приводит в действие уравновешивающие макрокосмические процессы, которые рано или поздно заставят колдуна заплатить по счетам, а глупое — потому, что ради сиюминутного удовлетворения эгоистических желаний колдун жертвует гораздо более великими силами, которые обретаются по ту сторону Завесы. Впрочем, каждый человек имеет право на собственный выбор.
Следующие несколько символов раскрывают другую сторону значения этого пути. Они тоже объединены общей идеей — связью со стихией Земли, самой устойчивой и самой ограничивающей из четырех стихий. Эта стихия как нельзя лучше соответствует пути Айин, по которому энергии творения изливаются из сферы гармонии и равновесия в последнее, наиболее развитое проявление Столпа Формы.
Так, божественное имя пути Айин — Адонаи, имя, связанное со стихией Земли. Астрологическое соответствие этого пути — Козерог, один из трех земных знаков зодиака. В астрологии считается, что человек, рожденный под этим знаком, практичен и консервативен; в лучших своих проявлениях он великолепный строитель и хранитель, а в худших — скупец, одержимый материальными формами. Традиционный символ Козерога — козел с рыбьим хвостом — может быть истолкован как указание на бесконечное разнообразие форм биологической жизни, однако у него есть и другие значения. Знаком Козерога управляет планета Сатурн, и в древности рыбохвостый козел считался символом этой планеты, а не зодиакального знака. И в данном случае древние его толкования более важны. С символикой Сатурна мы уже отчасти знакомы: эта планета соответствует пути Тав. И, как мы помним, главная из разновидностей опыта, связанных с Сатурном, — опыт восприятия времени. Для пути Айин это справедливо не в меньшей степени, чем для пути Тав, но 32-й путь не тождествен 26-му. На пути Тав время предстает в чистом виде, без примеси каких-либо иных влияний, и воспринимается попросту как длительность, как непрерывный, неосязаемый, но вездесущий поток, в котором все мы живем, словно рыбы в воде. А на пути Айин восприятие времени окрашивается символикой Земли и движением в сторону Столпа Формы и потому время здесь предстает не просто как течение и длительность, а как прошлое, как история. В практическом отношении этот аспект времени проявляется как груз прошлого, влияющий на каждый наш выбор и на каждый наш новый шаг. Время здесь превращается в союзника формы; путь Айин — это обитель истины, гласящей, что «нет ничего нового под солнцем». Разумеется, эта истина верна лишь отчасти (поскольку путь Айин по природе своей неуравновешен) — но все же верна.
Без осознания того, как давит на всех нас бремя истории, понять следующий элемент символики этого пути будет трудно. Соответствие пути Айин в Таро — аркан XV, «Дьявол». На этой карте представлен традиционный дьявол — рогатый и косматый, с раздвоенными копытами, — стоящий на кубическом камне. В различных колодах этот дьявол может держать в руках разные предметы (например, перевернутый факел или рог изобилия) или же изображать определенные символические жесты. По бокам от него стоят два маленьких демона, рогатых и хвостатых, прикованных цепями к кубическому камню.
Нередко эту фигуру толковали как образ того самого духовного зла, речь о котором шла выше, и в определенном отношении это верно. Однако дьявол христианской мифологии — лишь последняя из длинной череды схожих фигур, многие из которых не имеют никакого отношения ко злу в обычном смысле этого слова. Если, например, обратиться к греческой мифологии, то мы без труда узнаем в этом «дьяволе» образ Пана, рогатого и козлоногого бога природы, имя которого в буквальном переводе означает «всё».
Культ Рогатого Бога — покровителя животных и сил природного мира — восходит еще к доисторическим временам и оставил заметный след в мировых религиях. Нередко этому культу сопутствовало поклонение Великой Матери, что вполне уместно с каббалистической точки зрения: ведь богиня-мать соотносится с Биной, а Бине, в свою очередь, соответствует Сатурн, тесно связанный с путем Айин.
Рогатый Бог — это посредник между человек и животным. Он управляет многими аспектами человеческой жизни, объединяющими нас со всеми другими живыми существами. С одной точки зрения, в этом — его (и наша) сильная сторона, однако в этой силе заключена скрытая слабость — слабость дисбаланса. У человека действительно немало общего с животными, но животное начало — это только часть человеческой природы. Сбрасывая это со счетов, мы искажаем саму природу и потенциал человеческой сущности, — и весьма примечательно, что в эту крайность впадают многие варианты современной научной идеологии, берущие начало в сефире Ход.
Кроме того, стоит отметить, что стремление к власти, которым руководствуется колдун, в основе своей имеет биологическую природу. Естественное для животного стремление к доминированию преувеличивается и извращается в человеке вследствие Грехопадения, из-за которого человечество утратило инстинкты, уравновешивающие это стремление. Это еще одна разновидность дисбаланса: одна из частей человеческой природы полностью подавляет другую, и результатом становится утрата истинной человечности.
Следующий символ 26-го пути — его эзотерический титул, не только обобщающий многие из вышеизложенных идей, но и дополняющий их еще одним значением. Вследствие связи с Сатурном путь Аийн — истинное «дитя сил Времени», а вследствие связи со стихией Земли — истинный «владыка врат материи». Но вдобавок это последнее выражение указывает на роль 26-го пути в процессе смерти и возрождения — процессе, который мы рассмотрим немного позднее.
Описание пути Айин в приложении к «Сефер Йецира» также подчеркивает его связи с Сатурном и Землей, но здесь эти связи раскрываются в более широкой перспективе. Кроме того, отмечается роль 26-го пути как формообразующей силы Тиферет. В качестве Обновляющего Разум 26-й путь действует как сила постоянства во вселенной — не того постоянства, которое противостоит переменам, а постоянства, которое включает в себя перемены и сохраняется на их фоне. Обновляя «все изменчивые вещи» в непрерывном процессе Творения, энергии пути Айин выполняют важнейшую роль в поддержании глубинного равновесия на Древе.
Мифологический принцип пути Айин, «встреча с Силами Жизни», отражен в сюжетах о столкновении человека с архаическими силами природы и инстинкта, которые предстают в образах магических животных, а также диких мужчин и женщин — могущественных символов животного начала в человеке, бросающих вызов более цивилизованной стороне нашей сущности.
Нетрудно заметить, что разновидности опыта и сущности, связанные с этим путем, во многом схожи с теми, которые соответствуют двум нижележащим путям — 28-му и 29-му. Последние два пути проходят по другую сторону от Срединного столпа и, казалось бы, никак не связаны с путем Айин, но определенные параллели между их соответствиями не случайны. Подобные символические переклички между различными путями встречаются на Древе Жизни достаточно часто, и объясняются они тонкими процессами балансировки между Столпами. Если вы в своей работе столкнетесь с подобными аналогиями, обращайте на них внимание и старайтесь понять, что они означают в каждом отдельном случае.
Перевод © Анна Блейз, 2013