Путь 11, путь Алеф
Майкл Грир
Буква пути: (Вол).
Божественное имя: YHVH, Тетраграмматон.
Астрологическое соответствие: Воздух.
Аркан Таро: 0 («Дурак»).
Эзотерический титул: Дух Эфира.
Описание из приложения к «Сефер Йецира»: «Одиннадцатый путь — это Сверкающий Разум, ибо это — суть той завесы, что прилегает к порядку распределения; и он наделен особым достоинством, позволяющим стоять пред лицом Причины Причин».
Мифологический принцип: Дитя Первозданной Пустоты.
Явления и разновидности опыта: —
Сущности: —
Магический образ: арка светло-желтого цвета с замковым камнем в виде ослепительно-белой буквы Алеф. На двери, обрамленной этой аркой, изображен 0 аркан Таро.
Цвета:
— в мире Ацилут: яркий светло-желтый
— в мире Брия: небесно-голубой
— в мире Йецира: голубоватый изумрудно-зеленый
— в мире Асия: изумрудно-зеленый, испещренный золотом.
Первый из путей Древа Жизни, путь Алеф, связывает абсолютное единство с той силой, в которой оно обретает свое первое проявление. Согласно каббалистической теории путей как базовых взаимосвязей, определяющих всю структуру воспринимаемой вселенной, путь Алеф — это первая из всех связей, а остальные пути соотносятся с ним как копии — с оригиналом. 11-й путь — это взаимодействие между единством и силой; между сущностью и действием, которое проистекает из этой сущности; между «быть» и «делать»; между существительным и глаголом; между бытием и становлением.
При каждом копировании какие-то частности неизбежно теряются; следовательно, 11-й путь обладает таким совершенством и универсальностью, какие не встречаются более нигде на всем Древе. Но, в то же время, как и все элементы Горней триады, этот путь доступен пониманию лишь в самом абстрактном смысле. Подобно идеальным окружностям и бесконечным линиям в геометрии, которые можно вообразить, но невозможно начертить физически, путь Алеф не поддается конкретному выражению.
Эти два качества — универсальность и абстрактность — занимают центральное место в символике и значении пути Алеф. Любые другие взаимосвязи на Древе и, следовательно (с каббалистической точки зрения) во вселенной, можно рассматривать как частные (и в той или иной степени ограниченные) формы этой изначальной, самой первой из всех взаимосвязей. Схожим образом, каждый из символов этого пути сам по себе отсылает к какому-либо другому элементу Древа — определенному пути или сефире — как к частным примерам слишком общего процесса, не поддающегося описанию другими средствами. Именно поэтому разновидности опыта и сущности, с которыми визионер может столкнуться на пути Алеф, совершенно непредсказуемы. И даже в том, что касается собственной роли 11-го пути на Древе, рассматривать приходится не столько качества самого этого пути, сколько свойства тех сфер, между которыми он проходит. Путь Алеф — это всё и ничто; он ускользает от определения точно так же, как сфера Кетер, из которой он исходит, ускользает вообще от какого бы то ни было восприятия.
Буква этого пути — Алеф, что значит «вол». Любопытно, что в большинстве алфавитов мира первая буква так или иначе связана с домашним скотом. Так обстоит дело и с буквой А в латинском алфавите (которая восходит к финикийской производной от египетского иероглифа со значением «бык»), и с первой буквой древнескандинавского рунического письма. Некоторые авторы предполагали, что это связано с древней астрологической символикой, восходящей к тем временам, когда зодиак начинался не с Овна, а с Тельца, или же с мифами творения, в которых первозданным существом выступает великий космический бык или корова.
Однако вол — это кастрированный бык, и в символике пути Алеф это обстоятельство занимает очень важное место. Волы — крупные и невероятно сильные животные, но сила их, очевидным образом, не находит выражения в сексуальности. В каббале, как мы уже видели, сексуальность служит метафорой творения через соединение двух противоположностей; поэтому сила вола, не имеющая отношения к сексуальности, — весьма удачный символ для таких отношений, в которых двойственности места нет. Разумеется, в каком-то смысле двойственность на 11-м пути все же присутствует, потому что он, как и все прочие пути, связывает между собой две сферы. Но, по большому счету, эта двойственность не играет сколько-нибудь важной роли в структуре Древа, потому что на этапе Алеф еще не возникли два изначальных полюса — Хокма и Бина. Путь Алеф — это самое начало Молнии, и на нем все еще звучат отголоски древнейших фаз творения — тех, которые еще не зависят от процесса поляризации.
В ранних каббалистических текстах буква Алеф использовалась как символ того состояния, которое предшествовало сотворению мира. Это толкование выведено из библейских текстов, которым в традиции магической каббалы отводится лишь второстепенное место, но, тем не менее, оно хорошо согласуется с вышеизложенными идеями. Если творение, как утверждают каббалисты, по существу своему определяется двойственностью и поляризацией, то путь Алеф — путь, на котором еще не сформировалась первая творящая пара противоположностей, — действительно предшествует творению.
Божественное имя и астрологическое соответствие этого пути связаны с его стихией — Воздухом. Эта часть символики вскрывает другой аспект 11-го пути, парадоксальным образом противоречащий вышеописанному: Воздух соотносится с Вав, то есть Сыном в составе Тетраграмматона, а Сын — это первый плод взаимодействия изначальной диады. В божественном имени 11-го пути указанное противоречие проявлено ярче всего, поскольку имя Воздуха — это сам Тетраграмматон, прообраз творения через взаимодействие противоположностей.
Этот парадокс очередной раз указывает на то, что путь Алеф — источник и совокупность всех путей. Он пролегает выше двойственности, но из этого еще не следует, что он не имеет никакого отношения к двойственности и творению. Напротив, двойственность заложена в нем изначально, ибо 11-й путь — это первый акт взаимодействия между двумя объектами. Как только первозданная сила исходит из первозданного единства и вступает с ней в некие отношения, сразу же начинает формироваться остальное Древо во всей своей сложности и многообразии.
Соответствие в системе Таро описывает еще один — очень глубокий — аспект символики Алеф. Аркан 0, «Дурак», как и многие другие карты, менялся с течением времени. В ранних колодах на этой карте изображался старик в лохмотьях, бредущий с посохом, и собака, гонящаяся за ним или даже кусающая его за ногу. В более современном варианте Дурак превратился в молодого человека в богатых одеждах, а собака стала его дружелюбной спутницей. В колоде Золотой Зари этот аркан был истолкован по-своему: на карте Дурака в ней изображен обнаженный ребенок, держащий на поводке волка и срывающий розу с куста.
Вопрос о том, какое место в ряду Старших арканов должен занимать «Дурак», на протяжении десятилетий вызывал ожесточенные споры и путаницу, и по сей день единого мнения на этот счет не существует. И это не случайно: поскольку путь Алеф представляет собой источник всех остальных путей, «Дурака» теоретически можно было бы разместить в любой точке Древа.
И все же с путем Алеф эта карта связана особо. В Средние века слово «дурак» было не столько бранным, сколько терминологическим: оно обозначало профессию придворного шута. А за этой профессией, вполне вероятно, стояли гораздо более древние шаманские традиции, в которых безумие воспринималось как состояние, родственное трансу, мудрости и смерти. Шут, безумец, человек, невинный, как дитя, стоят вне установленного порядка вещей, одновременно и угрожая ему, и даруя ему прозрения, которых невозможно достичь иным способом.
Итак, социальная функция шута — это частный случай более общей роли данного пути. Кроме того, она наводит на определенные мысли об отношениях между магом и обществом — как в более древние времена, так и в наши дни. Не так уж много на свете культур, в которые маг вписывался бы легко и естественно; вопреки убеждению, распространенному в современных магических и языческих кругах, гонения на ведьм и колдунов были типичны не только для христианства, не только монотеизма и не только для западной цивилизации. Быть магом — значит пребывать за границами, очерченными обществом, а это состояние сопряжено одновременно и со свободой, и с уязвимостью.
Эзотерический титул 11-го пути смещает акцент с социальной среды в область философии и космологии. Этот путь именуется Духом Эфира, а на языке современной магии «эфир» — это тонкое вещество того уровня бытия, который соответствует сфере Йесод. Таким образом, перед нами — еще один символ Алеф, отсылающий к другой части Древа. С точки зрения Малкут, эфир незрим, неосязаем и неопределим, однако именно из этой тонкой субстанции происходит все разнообразие материального мира. В этом смысле путь Алеф — это «эфир» всего Древа Жизни: некое абстрактное начало, лежащее в основе всех многообразных взаимодействий между Силой и Формой. Злоупотреблять этой аналогией не следует (потому что путь Алеф можно назвать «субстанцией» лишь в самом условном и приблизительном смысле слова), но по-своему она все же полезна.
В описании из приложения к «Сефер Йецира» 11-й путь раскрывается еще в одном аспекте, на сей раз — через уподобление самой Кетер. Путь Алеф именуется здесь «Сверкающим Разумом» и описывается как «суть той завесы, что прилегает к порядку распределения»; сказано также, что он обладает «особым достоинством, позволяющим стоять пред лицом Причины Причин». И «Причина Причин», и «порядок распределения» — это термины, относящиеся к Кетер, в которой заключены все причины и прообразы распределения всех энергий. Однако роль самого пути Алеф оказывается довольно неожиданной: он предстает здесь как «завеса», а слово, которое переведено как «сверкающий», имеет также значение «слепящий», «затмевающий взор». Таким образом, путь Алеф — это покров тайны.
Здесь перед нами — тонкий намек на связь между путем Алеф и сефирой Бина. Так же, как отношения между Кетер и Биной заключают в себе намек на Хокмы (что отражено в символике пути Бет), отношения между Кетер и Хокмой подразумевают существование Бины: для того, чтобы из единства развилась ипостась силы, наряду с ней должна возникнуть и ипостась формы. И снова оказывается, что путь Алеф заключает в себе всю структуру Древа в латентном виде.
Во многих древних мифологиях это латентное присутствие выражалось в образе, который служит мифологическим принципом данного пути. Дитя Первозданной Пустоты, подобно корове или быку, фигурирует во многих мифах творения. У него нет ни отца, ни матери; оно возникает из темных вод или тумана; и в нем заключены все силы, которые впоследствии проявятся в различных аспектах мироздания. В некоторых мифах это дитя становится Великим Первочеловеком, тело которого служит материалом для сотворения мира, а в некоторых — Хранителем Мудрости (16-й путь) или Владыкой Золотого Века (15-й путь). Отголоски этого образа встречаются и ниже на Древе, в некоторых мифах, связанных с путем Коф. Подобно самому пути Алеф, Первозданное Дитя проявляется во многих обличьях, но в каждом из них ускользает от полного и окончательного понимания.
Перевод © Анна Блейз, 2013