Путь 25, путь Самех
Майкл Грир
Буква пути: (Подпорка).
Божественное имя: ALHIM, Элохим.
Астрологическое соответствие: Стрелец.
Аркан Таро: XIV («Умеренность»).
Эзотерический титул: Дочь Примирителей, Подательница Жизни.
Описание из приложения к «Сефер Йецира»: «Двадцать пятый путь называется Разумом Испытания или Искушения, и назван он так потому, что он есть первородное искушение, которым Создатель испытывает всякого праведника».
Мифологический принцип: вознесение на небеса.
Явления и разновидности опыта: вознесение; восхождение по лестнице, дереву или веревке; встреча с образами собственного «я»; столкновение с рядом преград или испытаний.
Сущности: кентавры и другие полуживотные-полулюди; ангельские сущности.
Магический образ: арка чистого синего цвета с замковым камнем в виде ослепительно-белой буквы Самех. На двери, обрамленной этой аркой, изображен XIV аркан Таро.
Цвета:
— в мире Ацилут: синий
— в мире Брия: желтый
— в мире Йецира: зеленый
— в мире Асия: насыщенный темно-синий.
Вплоть до этой точки мы поднимались по Древу Жизни, проходя один путь за другим в обратной последовательности — от 32-го до 27-го по порядку. И на каждом этапе нашего путешествия к каждой очередной сефире мы приходили для начала тем путем, который соединял ее с самой низкой из всех связанных с ней сефирот. Так, например, приближение к Нецах началось с пути Коф, соединяющего Нецах с Малкут, продолжилось путем Цадди (соединяющим ее же с Йесод) и завершилось путем Пе (связывающим Нецах с Ход). таким образом, подъем в каждую очередную сферу оказывался в каком-то смысле повторением и закреплением пройденного, и этот ритмический узор восхождения служил важнейшим источником равновесия в нашем путешествии.
Теперь, когда мы достигли пути Самех, естественный восходящий порядок путей нарушается. Общая схема приближения к каждой следующей сефире остается прежней: из трех путей, ведущих к Тиферет, первым мы пройдем тот, который связывает ее со сферой Йесод, затем — тот, что соединяет Тиферет с Ход и, наконец, тот, которым она же связана с Нецах. Однако от прохождения путей в обратном порядке номеров на время придется отказаться: после двадцать седьмого пути мы проработаем двадцать пятый, затем — двадцать шестой, а затем — двадцать четвертый, и только после этого естественная последовательность восстановится.
В этом вынужденном обстоятельстве заключен важный символический смысл. До сих пор путешествие вверх по Древу развивалось как последовательное продвижение с уровня на уровень, не прерываемое никакими серьезными препятствиями. Но теперь, на пути Самех, нам предстоит столкнуться с первой из двух великих преград — Парокет, Завесой Святилища.
В традиции магической каббалы троица путей, ведущих снизу к Тиферет, изображается как узкая тропа, по сторонам которой стоят два свирепых стража. Эти стражи — не что иное, как два боковых пути: двадцать шестой (соответствующий аркану Таро XV, «Дьяволу») и двадцать четвертый (соответствующий аркану XIII, «Смерти»). А узкая тропа — центральный путь, двадцать пятый. Когда он откроется, станут доступны и остальные два, но попытка вступить на любой из этих двух боковых путей до того, как будут усвоены уроки центрального, чревата серьезными неприятностями.
Это, как и многое другое в магической каббале, объясняется необходимостью сохранять равновесие. Путь Самех проходит по Срединному столпу Древа Жизни, пребывая в совершенном равновесии между силами двух боковых столпов, тогда как другие два пути из этой триады лишены подобного достоинства. Как мы увидим в дальнейшем, эти два пути, Айин и Нун, состоят в совершенно особых отношениях со столпами Древа и их энергиями, и именно по этой причине обращаться с ними следует чрезвычайно осторожно.
* * *
Чтобы понять, что потребуется от нас для прохождения через Завесу (а именно в этом и заключается основная пути Самех), следует вспомнить, что та реальность, которую воспринимает каждый человек, по природе своей символична. На каждом этапе процесса восприятия поток информации претерпевает различные искажения и преобразования, так что конечный результат — внутренний, мысленный образ — сохраняет лишь косвенную и весьма отдаленную связь с изначальным, внешним объектом восприятия. Следовательно, каждый человек живет в мире, состоящем из условных мысленных образов, на основе которых, в свою очередь, наше сознание выстраивает условные и достаточно произвольные закономерности и системы.
Эта способность к созданию закономерностей и систем — одна из важнейших функций человеческого разума, потому что именно она, по большому счету, творит вселенную, в которой мы живем. С каббалистической точки зрения, это и есть истинное воображение — Тиферет человека-микрокосма. Но для того, чтобы научиться пользоваться этой магической силой, необходимо взять ее под осознанный контроль… вот уж и впрямь, куда проще сказать, чем сделать!
Большинству людей так и не удается этого добиться. Их способность к созиданию закономерностей и систем продолжает функционировать бессознательно и служить лишь удовлетворению неосознанных потребностей и побуждений. Более того, в этот процесс то и дело вмешиваются различные негативные силы, искажая и разрушая выстроенные закономерности. В результате люди почти не пользуются своей творческой силой сколько-нибудь осмысленно, оставаясь лишь пассивной принимающей стороной в этом процессе. Все несчастья и разочарования в своей жизни они объясняют трудной судьбой или происками недоброжелателей, тогда как на деле многие из этих бед порождены их собственным неуправляемым умом. Вдобавок эти люди толком не понимают и самих себя. Ведь наши представления о собственном «я» — такие же плоды воображения, как и представления об окружающем мире: они подчинены тем же процессам и точно так же страдают и искажаются без должного контроля над творческой функцией разума.
Завеса Святилища — это не что иное, как привычка ко внутренней пассивности. Расстаться с этой привычкой нелегко — и не в последнюю очередь потому, что всегда приятно, когда у тебя есть возможность возложить вину за свои неприятности на кого-то другого. Однако надо понимать, что это — очень и очень серьезная преграда на пути к Освобождению и вообще к какому бы то ни было реальному восхождению по магической лестнице. И поступить так, как советуют приверженцы некоторых модных течений, а именно, заявить, что мы «сами творим свою реальность», совершенно недостаточно. На самом деле это не так; в этом-то и проблема! Вы еще не умеете творить свою реальность, и ваша задача как мага заключается в том, чтобы этому научиться.
Эта задача действительно трудна, и не следует ее недооценивать. Кто-то описал прохождение через Завесу как «управляемый нервный срыв»; это определение не вполне соответствует действительности, но все же позволяет создать достаточно точное представление о том, какого рода опыт вам предстоит. Многое из того, что вы «знаете» о себе и об окружающем мире — всего лишь фантазии, порожденные вашими бессознательными и зачастую деструктивными побуждениями. Эти побуждения настолько сильны, что в разряд подобных фантазий обычно попадают и такие «истины», в которые вы веруете особенно твердо. Проходя через Завесу, вы рискуете лишиться этих фантазий, а вместе с ними и многое из того, что вы привыкли воспринимать как неотъемлемые части собственной личности.
Типичная реакция на такую утрату — абсолютный и ничем не смягченный ужас. Но, как и при столкновении со Стражем Порога, преодолеть этот ужас можно лишь одним-единственным способом: взглянуть ему в лицо и перетерпеть его. И главная опасность двадцать пятого пути заключается в соблазне отказаться от этой встречи со страхом, бежать от него прочь и отречься от самопознания. «Опасность» — не пустое слово: того, кто поддастся этому соблазну, ждет безумие.
Симулировать прохождение через Завесу невозможно, равно как и невозможно прорваться через нее силой. Это событие можно приблизить посредством медитаций, ритуалов и других магических практик, но все равно переход состоится не раньше, чем вы будете по-настоящему к нему готовы… и не иначе, чем совершенно неожиданным для вас образом. Впрочем, заблаговременная работа с символами этого перехода может существенно облегчить процесс: вы будете заранее знать, как осмыслить опыт, с которым столкнетесь, и располагать образами и идеями, которые помогут сосредоточиться на цели вашего путешествия. В этом одно из больших преимуществ, которые дает соискателю изучение традиционной магической каббалы.
* * *
Путь Самех — это основной маршрут прохождения через Завесу. Поэтому на нем сосредоточены — в самом буквальном смысле — все принципы и практические методы магической каббалы: все, чем вы занимались до сих пор, служило лишь для подготовки к прохождению этого пути, а все, чем вы займетесь после Раскрытия Завесы, станет логическим следствием его прохождения. Как вы узнаете из последующих глав, даже переход через Бездну в каком-то смысле окажется лишь отражением и продолжением этого опыта на более высоком уровне и в более широком масштабе.
Таким образом, символика пути Самех — это, в первую очередь, символика визионерского и мистического опыта, подъем на высшие уровни бытия. Мифы этого пути — будь то предание о Вознесении Христа или сказка о Джеке Бобовом Стебле — повествуют о восхождении на небеса. Впрочем, у этого пути есть и дополнительный, но тоже очень важный символический смысл: с путем Самех соотносятся различные символы равновесия как поддержания баланса между противоположностями. Эти две идеи — восхождения и равновесия — будут повторяться снова и снова во всех идеях и образах, связанных с двадцать пятым путем.
Наглядным тому примером служит уже самый первый символ этого пути — еврейская буква Самех, название которой означает «подпорка» или «опора». По традиции буква связывается с визионерским опытом патриарха Иакова. Однажды в своих странствиях тот уснул под открытым небом, в особом месте, подложив под голову камень вместо подушки. И во сне ему явилось видение лестницы от земли до самого неба, по которой спускались и поднимались ангелы. Пробудившись, Иаков дал этому месту имя «Вефиль», что по-еврейски означает «Дом Эль». Имя «Эль» тоже играет свою роль в символике двадцать пятого пути, но более важен здесь образ лестницы. Лестница — один из самых устойчивых и распространенных символов пути Самех, потому что она подразумевает последовательное восхождение по уровням или ступеням, а это — стандартное определение опыта данного пути.
Из божественных имен с путем Самеха соотносится имя ALHIM (Элохим) — божественное имя стихии Огня. Напомним, что физический огонь всегда поднимается вверх; и, кроме того, к стихии Огня относится зодиакальный знак Стрельца — астрологическое соответствие двадцать пятого пути.
Образ Стрельца-Лучника — кентавр, получеловек-полуконь, вооруженный луком и стрелами. Кентавр соединяет в себе человеческую природу с животной, разум — с инстинктом; таким образом, это мощный символ равновесия, а равновесие — одна из основных характеристик пути Самех. Кроме того, натянутый лук — одна из лучших возможных иллюстраций того могущества, которое достигает через равновесие противоположностей: два конца растянутого лука, направленные, соответственно, вверх и вниз, и натяжение тетивы, уравновешенное изгибом древка, создают огромный потенциал энергии, который и передается стреле; поэтому стрела, правильно спущенная с тетивы, летит далеко и поражает свою цель насмерть.
В каббалистическом учении образ стрелы связывается с путем Самех еще и по другой причине. Буквы трех путей, выходящих из Малкут, — Коф, Шин и Тав — составляют слово QShTh, «Кешет», что по-еврейски означает «лук». Как уже упоминалось выше, эти три пути символизируют три основных подхода к духовному опыту: чувственный, аскетический и созерцательный. Все эти три подхода, несмотря на кажущуюся их несовместимость, можно использовать в магической работе сообща, и энергия, накопленная благодаря их равновесию, придаст магу необходимую мотивацию для восхождения по Древу. В этом контексте сам путь Самех становится стрелой, устремляющейся ввысь, через Завесу; поэтому двадцать пятый путь нередко называют «путем Стрелы». Кроме того, слово «Кешет» означает радугу — символ завета, а также символизируют алхимическую стадию «павлиньего хвоста», на которой в сосуде вспыхивает радуга цветов, возвещающая промежуточный успех на пути Великой Работы.
И, наконец, Стрелец традиционно считается обителью Юпитера — самой благоприятной из планет в системе средневековой астрологии, а Юпитеру, в свою очередь, соответствует божественное имя Эль. Таким образом, знак Стрельца, собственно, и есть «Вефиль», Дом Юпитера.
* * *
Переходя к следующему символу, соответствию среди арканов Таро, мы сталкиваемся с несколько более сложной системой образов. В Таро пути Самех соответствует аркан XIV, «Умеренность». В подавляющем большинстве колод на этой карте изображена крылатая ангельская фигура, одной ногой стоящая на суше, а другой — в воде, и переливающая воду из одного сосуда в другой. Это традиционный образ одной из христианских добродетелей — умеренности, или воздержанности. Два сосуда, которым на протяжении XX века приписывали самые разнообразные и подчас весьма причудливые толкования, изначально не обозначали ничего эзотерического: подразумевалась всего-навсего распространенная в прошлом практика разбавлять вино водой, чтобы ослабить его опьяняющее воздействие. В целом, вся эта образность олицетворяет равновесие противоположностей и в силу этого действительно связана с двадцать пятым путем, но лишь на самом поверхностном уровне.
Другое дело, что в традиции Золотой Зари вышеописанное изображение на карте XIV аркана считается поздним и неправильным. Как утверждается в документах этого ордена, адепты некогда изъяли из колоды более древний и осмысленный образ и заменили его более условным, дабы сохранить от непосвященных некие глубокие тайны. Так это или нет (а никаких свидетельств тому не имеется, кроме вышеприведенного голословного заявления), но альтернативный образ, описанный в материалах Золотой Зари, действительно соотносится с более глубокими слоями символики данного пути.
На этой альтернативной карте изображена женщина в короне с пятью зубцами, стоящая над котлом. В правой руке она держит чашу, из которой льет воду в котел, а в левой — факел, пламя которого устремляется вниз и смешивается с водой. Женщина подпоясана цепью, к которой прикованы еще двумя цепями двое животных в ошейниках: слева — лев, справа — орел.
В таком варианте аркан XIV оказывается насыщен символикой, относящейся к алхимии и каббалистической магии, но основной его смысл остается понятен даже непосвященному. Соединение огня и воды в котле наглядно выражает идею равновесия и смешения противоположностей. Эту же идею развивают образы льва и орла: лев символизирует зодиакальный знак Льва, самый сильный и устойчивый из огненных знаков, а орел — знак Скорпиона, самый сильный и устойчивый из знаков Воды. Корона с пятью зубцами символизирует пять путей, пересекающих Завесу, а также пять сфер, расположенных выше Тиферет, — дальнейшие цели мистического восхождения по Древу.
Эзотерический титул и описание двадцать пятого пути в приложении к «Сефер Йецира» говорят сами за себя. Путь Самех называется Дочерью Примирителей потому, что, находясь на Срединном столпе, он проводит энергии, нисходящие из Кетер и Тиферет — двух великих средоточий «примирения», а Подательницей Жизни — потому, что жизнь на всех уровнях возникает как плод равновесия между противоположностями; выражаясь словами из ритуала Неофита Золотой Зари, «неуравновешенная сила — это убывание Жизни».
Путь Самех называется «Разумом Испытания или Искушения» и характеризуется как «первородное искушение, которым Создатель испытывает всякого праведника». Объясняется это тем, что соблазн отвернуться от этого равновесия — покинуть Срединный столп, устремившись всецело либо к Силе, либо к Форме, — представляет собой главное испытание на пути к преодолению Завесы и к раскрытию своего высшего потенциала. Кроме того, идея равновесия лежит в основе каббалистического понятия «праведности», или этики (если использовать термин, свободный от религиозных коннотаций). На протяжении столетий на Западе господствовала дуалистическая картина мира, и слишком многие привыкли считать, что любое проявление добра — это прямая противоположность какому-либо из проявлений зла. В действительности же добродетель гораздо чаще обретается посередине между двумя противоборствующими пороками. Так, храбрость противостоит не только трусости, но и безрассудству; справедливость — не только себялюбию, но и отказу от самого себя, а настоящая щедрость — не только скупости, но и мотовству. В этом отношении, как и во всех остальных, каббалист должен придерживаться Срединного пути.
Мифологический принцип пути Самех — это, как уже упоминалось выше, восхождение на небеса. Этот мотив фигурирует в мифах различных народов не реже, чем нисхождение в подземный мир, соответствующее тридцать второму пути, и многие описания подобных путешествий на небо изобилуют каббалистическими образами. В частности, известен целый класс сюжетов, в которых путь на небо прокладывает лучник, пускающий одну стрелу в небесную твердь, вторую — так, что она вонзается в основание первой, и так далее, пока не образуется целая лестница из стрел, ведущая от земли до неба.
Что касается состояний и сущностей, характерных для этого пути, комментариев требуют только кентавры и другие подобные им мифологические существа. Получеловек-полуживотное символизирует не только равновесие между противоположностями, но и тесную связь между биологической и духовной составляющими человека — связь, которая имеет самое непосредственное отношение к двум другим путям, ведущим через Завесу к Тиферет.
Перевод © Анна Блейз, 2012